24 октября 1960 года на полигоне Байконур (тогда он назывался Тюратам) на старте произошел взрыв опытной межконтинентальной баллистической ракеты Р-16, в результате которого погибло 74 человека (по другим данным – 126).
Среди погибших было немало советских конструкторов ракетной техники, а также командующий ракетными войсками СССР — маршал Митрофан Неделин. По оценкам экспертов, эта катастрофа стала самой страшной в истории мировой космонавтики и ракетной техники. Как сообщалось на портале «Военное обозрение», «данная катастрофа стала страшным ударом для российской космической отрасли и ракетостроения» (ст. «Самая страшная катастрофа в истории мирового ракетостроения» от 9 августа 2016 г.).
В советские времена данные об этой катастрофе были засекречены, и общественность узнала о ней лишь в конце 1980-х, в эпоху «гласности», когда открыли доступ к архивам. Как пояснялось в журнале «Наука и жизнь» (ст. «Катастрофа на Байконуре», № 3, 1999 г.), ракета Р-16 была изделием по-настоящему, как сказали бы сейчас, инновационным:
«Впервые в истории конструирования жидкостных баллистических ракет создатели Р-16 (ОКБ-586, которым руководил конструктор Михаил Янгель) применили в качестве топлива высококипящие компоненты, что позволило значительно увеличить дальность боевого применения и время нахождения заправленной топливом ракеты на стартовой позиции. В то же время данные вещества являлись чрезвычайно агрессивными в химическом плане и ядовитыми для человека, требовали высокотехнологичных решений в процессе применения в качестве ракетного горючего».
Однако в условиях гонки вооружений между недавними партнерами по антигитлеровской коалиции – СССР и США –«увеличение дальности полета» стало решающим фактором при принятии решений, и 17 декабря 1956 года было принято правительственное постановление «О создании межконтинентальной баллистической ракеты Р-16».
Первый ее испытательный запуск назначили на 23 октября 1960 года. Испытания должны были состояться на полигоне «Тюратам». Руководила подготовкой ракеты к запуску правительственная комиссия, председателем которой был назначен заместитель министра обороны СССР, главком РВСН, главный маршал артиллерии Митрофан Неделин, а техническим руководителем испытаний – главный конструктор ОКБ-586 и создатель ракеты Михаил Янгель. Однако вечером 23 октября в ходе подготовки к пуску был зафиксирован несанкционированный подрыв мембран топливных магистралей и пиропатронов отсечных клапанов газогенератора 1-го блока маршевого двигателя. Работы были остановлены до выяснения причин случившегося. По техническим условиям ракета с прорванными мембранами могла находиться на старте не более 24 часов. После этого необходимо было сливать компоненты топлива и возвращать ракету на завод для прочистки баков, магистралей и переборки двигателей. Подготовка к старту новой летной машины заняла бы не менее месяца, что было недопустимо по политическим соображениям. Как вспомнит потом один из участников событий, маршал Неделин произнес: «Что я буду говорить Никите? Ракету доработать на старте».
В итоге, как рассказывается в материале журнала «Наука и жизнь», «в первую половину дня 24 октября техники устраняли обнаруженные дефекты, но для устранения некоторых из них требовалось очень много времени. На заседании госкомиссии было решено произвести пуск без доработок, а прорыв оставшихся пиромембран произвести вручную».
Около 18:45 была объявлена 30-минутная готовность к пуску. В этот момент при выставлении в «ноль» программного токораспределителя шаговых двигателей системы управления произошел несанкционированный запуск маршевого двигателя второй ступени, который должен включаться лишь в полете. Моментально огненная струя прожгла находящиеся ниже баки окислителя и горючего первой ступени, в которых находилось 100 тонн топлива. Компоненты топлива выплескивались на стоявших неподалеку испытателей. Огонь практически мгновенно пожирал тех, кто был ближе всего к ракете, а ядовитые пары вызывали смертельные отравления. Спасаясь от огня, люди пытались убежать как можно дальше, но из-за очень высокого уровня температуры на них, как факел, вспыхивала одежда, многие сгорели, не успев сделать даже нескольких шагов.
Конструктора ракеты Михаила Янгеля от гибели спасло то, что перед стартом он решил покурить и вместе с еще несколькими сотрудниками отошел в специально обустроенную курилку. Именно он сразу после случившегося отправил в Кремль телефонограмму с докладом о происшествии и просьбой об оказании помощи пострадавшим. Позднее, на заседании правительственной комиссии, которая была создана для расследования обстоятельств и причин катастрофы, Михаил Янгель отметил, что число жертв и пострадавших оказалось таким большим, так как с ракетой обращались на «ты», тогда как со столь сложной техникой нужно обращаться на «вы». А академик Борис Черток позже напишет, что причиной катастрофы могло стать то, что запуск ракеты Р-16 хотели приурочить к празднованию 53-летия Великой Октябрьской Социалистической революции.
Комиссия по расследованию обстоятельств произошедшей на Байконуре катастрофы сделала следующие выводы: «Руководители испытаний продемонстрировали излишнюю уверенность в безопасности работы всего комплекса».
Однако наказан за эту «излишнюю уверенность в безопасности» никто не был ввиду гибели почти всех виновных… В Советском Союзе все данные о катастрофе были строжайшим образом засекречены. Маршал Митрофан Иванович Неделин был объявлен трагически погибшим в авиационной авиакатастрофе. Похороны остальных погибших также проходили в обстановке секретности, родным и близким покойных причины гибели не назывались и было рекомендовано молчать о трагедии.
Сергей Ишков.
Источник фото вдпо.рф, topwar.ru
Наглядный пример к чему приводит спешка и несоблюдение техники безопасности и все равно странно что столько много погибших, зачем столько человек одновременно были рядом с ракетой?