Институт современного искусства на Новозаводской в легендарной «Горбушке» провел 18 – 20 ноября Всероссийскую научно-практическую конференцию «Формирование гражданской идентичности и межнационального согласия средствами искусства». Уникальный вуз в уникальном месте.

Все плохое в нашем прекрасном новом мире делается одинаково. Все успешное уникально. Открывая конференцию, ректор ИСИ Ирина Сухолет с чувством глубокого проникновения сказала, что сейчас многое происходит вопреки. Вопреки обстоятельствам, вопреки ковиду.
Всего участников конференции зарегистрирован 71 человек из разных регионов России, включая Донбасс и не считая студентов и преподавателей ИСИ. Ректор Ирина Сухолет отметила, что мы все делаем одно дело.
Вопреки расхожему мнению, в России нет таких проблем с идеологией, как в странах – носителях идеологии постмодернизма. Его генеральная задача с момента основания состоит в разрушении традиционных ценностей. Ее пытались скрыть под обильными словоизвержениями.
Участники конференции неоднократно отмечали моменты неопределенности нынешнего времени. Несколько раз говорили о необходимости науки, но не сказали какой. Опирались на труды наших классиков. Упомянуты Моисей Каган «Морфология искусства», Владимир Пропп «Морфология сказки», Алексей Ухтомский, автор идеи хронотопа, развитой Михаилом Бахтиным.
От себя добавлю имя первого русского геополитика Николая Данилевского, чье двухсотлетие мыслящая Россия будет отмечать 16 декабря. Его фундаментальный труд «Россия и Европа» в свете происходящих в мире событий приобрел новую актуальность и находится в состоянии роста релевантности.
Приведенные примеры показывают лишь малую часть собственной научной базы России.
Отмечу, что нынешнее острое время характеризуется таким транзиторным признаком, как утрата способности к диалогу, неспособность слышать собеседника и отвечать на вопрос без связи с его сутью. По итогам конференции можно сделать вывод, что вопреки обстоятельствам барьер взят и диалог состоялся. В рамках рабочей программы конференции состоялось пленарное заседание с четырьмя докладами и пять секций. Дискуссия транслировалась в открытом доступе.
Мнения высказывались разные до противоположности. Диалог с редким сегодня умением слушать друг друга не означает единомыслия. Момент истории слишком острый, чтоб забыть о заветах Александра Галича в отношении тех, кто знает, как надо. В нынешний момент истории это просто невозможно. Наше будущее нам нужно сформировать, найти дорогу за невидимый в тумане горизонт. Можно сказать, это главная цель прошедшей конференции.
В своих докладах участники конференции высказали много вполне бесспорных мыслей. Например, о том, что патриотизм начинается с колыбельной песни, которую пела мама. О роли фольклора, пословиц и поговорок. О том, что национальная самоидентификация начинается в семье и распространяется на свое село или фабрику, город и страну. Что патриотизм может выражаться в ощущении национальной общности и общественной принадлежности.
Проректор по учебной работе ИСИ Татьяна Маркелова рассказала о консолидирующей роли слов «русский» и «Россия». Неоспоримым кажется представление об их происхождения от слова «Русь». Однако этиология его неясна, версий происхождения много в широком спектре от русла до рыси, и к тому же его применение в древности намного шире географических очертаний Руси в виде конгломерата восточно-славянских племен, затем единства Белой, Малой и Великой России. В дискуссии отмечено отсутствие понимания, что такое государство. Решили, что это некий аппарат, который любить не обязательно. Чего не скажешь о стране.
Некоторые высказанные постулаты звучали несколько наивно. Возможно, узкие специалисты определили бы предмет обсуждения точнее. Однако в том и суть, чтобы пройти тот же путь снова и снова. Обозначить проблемные точки, выявить лагуны и найти идеологические засады, которые стало невозможно обойти. Успеху конференции способствовала особенность текущего 2022 года, который стал моментом истины в исторической роли России в мире.
Профессор Оренбургского государственного педагогического университета Татьяна Русакова в своем докладе отметила для сравнения, что в США принято демонстрировать патриотизм.
Это верно, такой стереотип национальной публичности действительно в США стал нормой с момента декларации независимости от Британии. Однако из-за однобокой работы СМИ в России практически неизвестно, что в США государство так и не сформировалось. Большинство государственных функций, включая право на вооруженное насилие, отдано частникам на аутсорсинг. Количество несогласных с политикой национальной элиты в США намного больше, чем в России. Только российские журналисты об этом ничего не передают. Некоторые реальные факты не находят места в представлениях журналистов о стране и мире. Россия представляет собой большую систему, испытывающую пульсации с инверсией открытости на закрытость и обратно. Таких стран немного, которые претендуют на роль примеров к теории британского историка Арнольда Тойнби сжатия-расширения цивилизаций. В отличие от России, большинство стран с высокой организацией и эволюционной продвинутостью титульной расы не способны к образованию самодостаточной государственности и вынуждены довольствоваться состоянием провинции какой-либо империи. Грубо говоря, колонии. Некоторые пытаются играть зависимую роль одновременно в отношении конфронтирующих центров силы. Такая политика называется «многовекторность» и неизбежно вызывает попытки государственных переворотов. Другие толкаются друг с другом за право сделать своей национальной идеей активное участие в «Большой игре» англосаксов и становятся инструментом международных правил в интересах глобальной элиты WASP.
Для небольшой страны это может быть временным решением всех текущих вопросов от удовлетворения запроса на какую-то идеологию до финансирования социалки в условиях экономического распада. Часть помощи в отмытом виде возвращается в метрополию. Прикормленная национальная элита соглашается на использование населения для различных экспериментов для отработки программ постмодернизма, в том числе по разрушению традиционных ценностей. Руководство страны очень по-советски дозирует неприятную правду. А преподаватели и вовсе ее скрывают. Молодое поколении, на которое возлагают надежды и атакуют призывами к патриотизму, в жизни оказывается дезориентированным. Происходит расхождение личной и публичной позиций.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод. Нынешнее состояние России носит искусственный характер. Но для большинства из 193 государств ООН оно является имманентным признаком и перманентным способом жизни. Соответственно надправительственные организации утратили смысл, будучи проводниками единственной идеологии постмодернизма. России по-любому придется жить своим умом.
Это как снова учиться плавать в условиях шторма. Общественная фетализация, способность снова и снова начинать с чистого листа – имманентное свойство России. В нашем геноме сохраняется нативная ДНК свободных от вирусов стволовых клеток. Соответственно, эпигенетику русской культуры невозможно отменить. Как говорили на нашей кафедре генетики, против генов не попрешь.
Устойчивое развитие – не застой, а способность к обновляющей трансформации во время разрыва. Грубо говоря, выживать под обстрелом и выводить свой взвод из окружения. В наших представлениях нашли свое место системные ошибки. Для бытового описания они несущественны. Однако пора бы уже перейти к доказательной формализации.
Например, сакральное высказывание Николая Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» относится к монархической эпохе России, а в монархии не граждане, а подданные. Иными словами, представления русских о монархии отличаются от западных. Население России не чувствует себя порабощенным. Русские меньше склонны к жестокости и более добродушны. Национальным символом является медведь с его ленью, неуклюжестью и одновременно с несокрушимой силой. Медведь может быть опасен.
Таков стереотип, а, например, развитие русского фигурного катания в изолированном от западного давления состоянии демонстрирует обратное. Объективная система оценок показывает, что победители без конкуренции с русскими у нас бы не заняли и пятого места. Наш медведь может быть вполне изящным и грациозным.
Что может стать источником национальной идеологии?
Профессор кафедры философии и политологии Краснодарского государственного института культуры Борис Борисов перебрал разные варианты и среди прочего напомнил о крахе социалистического реализма и затем всего Советского Союза. В ходе перестройки мы сами отказались от набора ценностей, составлявших основу советского варианта социализма.
Как же в таком случае объяснить возрождение феномена Homo soveticus? Об этом говорил социолог либерального толка Лев Гудков на лекции в цикле Николая Сванидзе «Хроники пикирующей империи», проходившей в Музее ГУЛАГа. Социолог Лев Гудков независимо от историка Александра Чубарьяна пришел к констатации необычного формата Российской империи с обратным потоком ресурсов от метрополии в провинции.
Как бы в продолжение поиска Борисова проректор Ярославского государственного театрального института Татьяна Ерохина рассказала о реконструкции гражданской идентичности на примере театра. Эволюция театра от античного катарсиса до наших дней отражает исторические пульсации в эволюции человека.
В ходе конференции отмечена эволюция представлений о патриотизме и элите. Данные слова в применении к современному миру лишены терминологической точности из-за изменений модальности между полюсами негатива и позитива.
Заданный предмет конференции лучше всего воспринимается на контрасте. Оппоненты России не могут определиться с полом, они вышли на финальную фазу траектории постмодернизма. Открыто формулируется задача сокращения населения Земли. Красота подменяется уродством, истина – ложью. Россия, ее СМИ и блогосфера Рунета используется для вывода в публичное информационное поле истины, запрещенной в странах ее генерации.
Представления о государственности в России кардинально отличаются. Во время исторического разрыва государство продолжает жить в душах людей. По этой причине Россия обладает наиболее протяженной непрерывной государственностью в тысячу лет из ныне существующих государств. Красота и истина вопреки обстоятельствам выжили в России и стали здесь двумя сторонами одного явления.
Участники конференции определились с ролью искусства и его местом в общем феномене культуры. Доцент Наталья Вакурова, например, отметила сокращение словарного запаса современного русского языка по сравнению с языком его признанного создателя Александра Пушкина. Причем сокращение не связано с дефицитом времени.
В то же время налицо процесс усложнения языка, обратный тенденции экономии речевых средств, описанной в прошлом веке профессорами журфака МГУ Дитмаром Розенталем и Владимиром Вакуровым.
Все события конференции фиксировались и освещались студентами кафедры журналистики. В отличие от других вузов, в ИСИ подготовка журналистов совмещена с практикой буквально с первого дня обучения. Им вменяется в обязанность освещение обильного потока событий института. Еще одна возможность для студентов ИСИ – участие в публичной дискуссии на паритетных началах со своими преподавателями и любыми профессорами.
Еще раз подчеркну, единомыслия на конференции не было. Осталось острое чувство недоговоренности и желания поспорить. А это значит, что диалог состоялся. В этом новый смысл на фоне остроты текущего острого момента в истории, когда человечество заметно утратило способность к диалогу. Чего это стоило, было заметно по высказываниям ректора ИСИ Ирины Сухолет. Она права, в России многое делается вопреки, и в этом секрет национального успеха.
Наблюдая событие с безответственной стороны, я могу утверждать, конференция «Формирование гражданской идентичности и межнационального согласия средствами искусства» состоялась, замыслы ее организаторов воплощены в жизнь. Наше будущее зависит от нас.
Лев МОСКОВКИН.