Аутстаффинг, аутсорс и другие модели «аренды» кадров набирают популярность во всем мире, в том числе и в нашей стране. В чем отличия и какие есть плюсы в разных форматах лизинга трудовых ресурсов, «Московской правде» рассказала генеральный директор технологической группы Rocket Humans Анастасия Ускова.
Аутсорс и аутстаффинг — это услуги кадрового субподряда, применяемые в случаях, когда компания решает вывести определенные компетенции за штат и закрыть трудовые задачи, чаще всего проектного характера.
— Оба этих инструмента, по сути, про одно и то же, разница в нюансах и целях, — объясняет Анастасия Ускова. — Так, при аутсорсинге компания заказывает определенную услугу или перечень услуг: маркетинговое исследование, разработку сайта, PR и рекламу, юридическое или бухгалтерское сопровождение. В таком случае от компании-подрядчика ей нужно получить конечный результат, при этом сколько людей будут трудиться над оказанием услуги и что это будут за люди — не так важно.
Одним словом, аутсорсинг — это вывод за штат функций, как правило, редко необходимых, таких, для выполнения которых нанимать сотрудников в штат сложно и дорого. При аутстаффинге история другая: заказчик запрашивает у фирмы-подрядчика конкретные трудовые единицы, обладающие необходимыми компетенциями, на определенный срок. Здесь главная цель — предоставление персонала, который сама компания не хочет или не может нанимать, чтобы не тратить время и средства на найм, для оптимизации кадрового документооборота.
— Как правило, чаще компании прибегают к аутстаффингу, когда нуждаются в линейном персонале, в большом объеме и в короткие сроки. Как правило, это продавцы, уборщики, грузчики, курьеры и водители. Аутстаффинг помогает справиться с текучкой кадров и не нагружать кадровую службу поиском, наймом и контрактованием кандидатов, — рассказала эксперт. — К примеру, компания устраивает выставку и им оперативно нужны стендисты, хостес и клининг — это задача для аутстаф-фирмы. Или на носу уборка урожая, и владелец хозяйства понимает, что набирать временных сотрудников и подписывать договоры с 30 — 50 людьми сложно и долго, в таком случае он может прибегнуть к аутстаффингу и получить в свое распоряжение необходимые ресурсы всего по одному договору с фирмой-провайдером.
При этом и в случае с аутсорсом, и в случае с аутстаффингом работники оформлены в компании — поставщике услуг, а значит, все обязанности, связанные с уплатой налогов, выплат зарплаты, предоставлением отпусков и больничных, берет на себя фирма-провайдер. Но при аутсорсе рабочие места исполнителям обустраивает и предоставляет их компания-работодатель, а при аутстаффинге то, где и как будут работать исполнители, решает компания-заказчик.
— Такой подход к кадрам позволяет компаниям снизить затраты на фонд оплаты труда и обязательные взносы, на поиск, найм и адаптацию персонала, сэкономить на обустройстве рабочих мест, что в целом выходит чуть ли не на 50% выгоднее, чем содержать специалистов в штате, — отмечает Анастасия Ускова. — Также процесс делегирования непрофильных для компании рабочих процессов позволяет увеличить производительность труда и, как следствие, доходы.
В общем, понятно, что для многих компаний аутсорсинг и аутстаффинг выгодны. Кроме того, растет потребность бизнеса в более подвижных моделях работы с персоналом.
Так что рынок «аренды» кадров, скорее всего, будет расти и развиваться. А предприниматели и участники рынка труда будут привыкать к новым форматам взаимодействия.
Алёна Бодриенко.
Фото gpointstudio / Freepik