В ПДД появится понятие «Средства индивидуальной мобильности»

С 1 марта 2023 года в России вступает в силу новая редакция ПДД. Масштабные поправки касаются водителей электросамокатов, моноколес, гироскутеров и иных аналогичных средств передвижения. Они получают статус СИМ и становятся транспортным средством.

Электросамокат, Фото мобильного репортера / Агентство «Москва»
Фото мобильного репортера / агентство «Москва»

О сути поправок в ПДД, касающихся средств индивидуальной мобильности, в ходе пресс-конференции в ТАСС рассказал заместитель директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ Владимир Луговенко:

«До вступления в силу этих поправок у нас все те, кто использовал для передвижения, например, электросамокат, с точки зрения закона являлись пешеходами. С 1 марта они станут лицами, использующими «средства индивидуальной мобильности», они станут отдельной категорией участников дорожного движения, к которым будет прилагаться соответствующая регуляторика. Эта регуляторика будет касаться прежде всего местонахождения и тех прав и обязанностей, которые есть у этого нового участника дорожного движения. Сейчас самая главная проблема – это конфликты лиц, перемещающихся на СИМ, с пешеходами. Вводимые поправки в ПДД прежде всего разграничивают ответственность в этих конфликтных ситуациях: так, если используется пешеходная инфраструктура, то пешеход всегда прав. Всё это прописывается в поправках. Если лицо, использующее СИМ, мешает движению пешеходов, то оно либо должно спешиться, либо передвигаться со скоростью движения, равной скорости движения пешеходов. Это главная новелла этих поправок, потому что сейчас нередко допускаются случаи, когда водитель СИМ, двигаясь по тротуару, сигналит пешеходам. С 1 марта им придется понять, что «средства индивидуальной мобильности» – это гости на пешеходной инфраструктуре».

По словам Владимира Луговенко, главное, к чему стремились авторы поправок, – это разделить потоки, и главной инфраструктурой для использования СИМ теперь должна стать велоинфраструктура:

«В отсутствие такой инфраструктуры допускается движение по пешеходной инфраструктуре с определенными оговорками, о которых я сказал ранее. То есть здесь пешеход всегда прав. Важно понять, что появление в ПДД такой категории – «средства индивидуальной мобильности» – позволит управлять их движением: то есть если мы захотим ими управлять на определенной инфраструктуре, будет достаточно использовать те знаки, которые вводятся теми же самыми правилами дорожного движения. То есть можно запретить, можно ограничить по скорости или ограничить по месту нахождения, по определенным зонам. Таким образом, этим процессом станет можно управлять уже с 1 марта».

Если говорить о передвижении на СИМ по проезжей части, то, согласно поправкам, с 1 марта это можно будет делать, используя в определенных условиях (например, в сельской местности) правый край проезжей части. По словам Владимира Луговенко, на эту меру пришлось пойти с учетом того, что не везде есть даже тротуар, по которому проезжую часть можно объехать.

Конечно, как отметил еще один участник пресс-конференции – начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин, не надо ждать от этих поправок в ПДД революционных изменений:

«Это не более чем изменение общих правил игры. Этими поправками задаются правовые рамки, которыми должны пользоваться все субъекты, а это не только те, кто пользуется СИМ, но и те, от кого зависит организация движения. Прежде всего это органы исполнительной власти субъектов РФ, органы самоуправления, муниципальные власти. Как раз в их ведении находится и оборудование соответствующей инфраструктуры, и формирование правил игры шерингового бизнеса, и установление правил пользования парками и прочими зонами, в которых СИМ обычно используются. Поправки задают лишь правовые рамки, а безопасность движения будет зависеть от того, насколько грамотно существующим инструментарием местные власти будут пользоваться».

Как заверил Дмитрий Митрошин, после вступления в силу этих поправок полиция не станет гоняться за нарушителями, использующими СИМ, по паркам и тротуарам. По его словам, авторы поправок исходили из того, что в соблюдении этих правил должны быть заинтересованы все, так как это напрямую влияет на их безопасность.

Сергей Ишков.

Фото мобильного репортера / агентство «Москва»

Электросамокат, Фото мобильного репортера / Агентство «Москва»
5 Comments
  1. Сделайте просто велодорожки везде и вся проблема будет решена. Зачем все время только для машин инфраструктуру делать, сделайте для самокатчиков и очень много людей пересядет с машин.

    1. Это было бы идеально, но такое доступно только в районах новой застройки в городах, в старой застройке менять сложившуюся инфраструктуру очень сложно, практически невозможно. Порой пешеходам негде идти, не разминуться встречным, не то что отдельную велодорожку создавать. К тому же, такие проекты требуют долгой совместной проработки разными организациями, согласований, неизбежно кем-то “пожертвуют” в пользу дорожек, немало средств надо выделить из бюджета, а он обычно расписан на несколько лет вперед. То-есть, за год это не делается, а что-то делать надо. Хоть на такой вариант наконец разродились через несколько лет обсуждений.

  2. Эксперты пока продолжают спорить, является ли лицо, использующее для передвижения СИМ, водителем. Одни говорят, что раз СИМ – транспортное средство, то использующее СИМ лицо (заметьте, не управляющее) – водитель. Другие говорят, что это отдельная категория участников дорожного движения, как пешеходы, водители и велосипедисты, что подтверждается структурой ПДД и отдельными пунктами, например 17.3.

Добавить комментарий