Летишь на Сахалин с замиранием сердца. Мол, сейчас увижу что-то совершенно удивительное и ни на что не похожее. И потом действительно все время удивляешься. По разным поводам и не всегда со знаком плюс.
Чехов, Антон Палыч, добирался сюда долго. Сегодня – 9 часов, и ты на месте. Самолеты летают большие, удобные. Помимо салона экономкласса, во многих есть не только бизнес-, но и комфорт-класс для того, чтобы скрасить путь и вытряхнуть из пассажира побольше денег.
До аэропорта все складывается неплохо, а потом начинаешь ездить по тому, что на Сахалине называется дорогами. А не ездить никак нельзя, потому что в Южном (так местные называют Южно-Сахалинск) делать решительно нечего. Пейзаж был бы просто потрясающим, если б снести всё, что здесь построено после войны. Вот просто – всё.
Облезлые пятиэтажки, покосившиеся сараи и нелепые бизнес-центры изуродовали островную столицу до невозможности. Вблизи смотреть на это просто нет сил. И поэтому надо срочно ехать к горнолыжному комплексу и подниматься наверх. С высоты смотрится красиво, поскольку не видно деталей.
Потом, конечно, находятся симпатичные места. Например, парк имени Гагарина с речкой, прудами и даже детской железной дорогой. Несколько исторических зданий, оставшихся в наследство от японцев.
Ресторанный сервис – за гранью добра и зла. Туристический поток растет, и ближе к вечеру начинается квест «попробуй поужинать». Мест нет. Хочешь заказать на завтра – а мест нет. Есть на следующий день после твоего отъезда.
Меню очень странные. Практически не найти местных специалитетов. Хотя, казалось бы, вон же рядом океан, с его рыбой и морскими гадами. А то, что есть, выглядит не очень свежим, мягко говоря. В основном японская и корейская кухня – такая же, как и в Москве. Но дороже. Есть, конечно, потайные места, где сидишь в воде и смакуешь свежие устрицы. Но это не в Южном, а в сторону бухты Тихой. Три часа по разбитой дороге.
Проще всего увидеть океан (если быть точным, то все же не совсем океан) в Корсакове. Ехать недолго. Красиво – опять же, если снести все постройки. На горе – памятник в честь корейцев, которые ждали после войны пароход, чтоб уехать на родину, да так и не дождались. По дороге вдоль моря попадаешь к заводу по сжижению газа. У пирса вполне может стоять и заправляться газовоз – огромное судно с полусферами.
Недалеко от завода на пригорке потихоньку рассыпается памятник в честь высадки японского десанта в 1905 году. Разумеется, поставлен он японцами еще в 1926 году. Напомню, что южная часть Сахалина 40 лет была оккупирована и относилась к префектуре Карафуто. Естественно, в Южном есть памятник советскому воину-освободителю. Так причудливо история свела на Сахалине несколько народов – русских, корейцев, японцев.
Причем сахалинские корейцы, мягко говоря, не очень душевно относятся к советским корейцам, считая их частично предателями Родины. Ведь предки сахалинских корейцев были депортированы на остров японцами, а предки советских корейцев по своей воле эмигрировали в Россию после Русско-японской войны.
Возможно, самое красивое место на Сахалине – мыс Птичий с причудливыми скалами-арками. Туда ведут остатки дороги, тоже построенной еще японцами. Сегодня вы ее на карте уже не найдете. Только гид может доставить туда на своем полноприводном старом японском же микроавтобусе. Приготовьтесь к синякам и шишкам. Говорят, есть еще одна дорога на мыс Птичий. Она короче, но – хуже. Куда ж хуже-то?
Главное в путешествии на Сахалин – уехать от городской разрухи. И тогда открываются фантастические картины. И дух захватывает. Отсюда солнце движется через Сибирь и Урал к нам, в центральную часть России. А почему, кстати, она называется центральной? Взгляните на карту. Москва тоже на краю нашей огромной страны, а Сахалин – с другого края.
Алексей Вишневецкий.
Фото автора
Интересно, красиво, “аршином общим не измерить”, есть куда поехать, полюбоваться “статью”.
С таким узким объективным зрением, этому писаке и в раю не понравиться,все будет уныло и серо
Автор, был на Сахалине, что называется “галопом по Европам”. Он вообще в курсе о протяжённости острова и о том, что кроме Южного и Корсакова есть еще центральная часть Сахалина и северная, где совершенно разный климат, природа, история, инфраструктура? Не объективный, совершенно, обзор.
Интересный рассказ о путешествии, но как то все очень грустно. Места красивые, а все так бедненько.