Поправки в ПДД, приравнявшие средства индивидуальной мобильности (электросамокаты, моноколеса, гироскутеры и иные аналогичные средства передвижения) к транспортным средствам, без эффективных репрессивных мер проблем безопасности пешеходов не решат.
Об этом в ходе пресс-конференции в НСН заявил вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр. Поправки в ПДД вступили в силу с 1 марта 2023 года. До этого все лица, использующие средства индивидуальной мобильности, приравнивались к пешеходам и их зачастую хаотичное движение никак не регулировалось. Они могли двигаться по тротуару с неограниченной скоростью, а случаи наезда на пешеходов рассматривались как столкновение двух пешеходов. С 1 марта, по крайней мере на уровне законодательства, всё изменилось, но, как давно известно, у нас всегда было много хороших законов, которые на деле либо не работали вообще, либо работали малоэффективно.
Действительно, эти поправки в ПДД были продиктованы самой жизнью, потому что, как отметил Ян Хайцеэр, средства индивидуальной мобильности (СИМ) уже давно для всех участников дорожного движения, включая пешеходов, стали большой проблемой:
«Никакой регуляторики не было, следствием чего было большое количество травматических случаев. Они происходили на дорогах, на тротуарах, одним словом, везде. И то, что наконец были приняты эти поправки, – это, бесспорно, хорошо, но это, к большому сожалению, не решение вопроса, ибо фактически никаких репрессивных мер использовать против людей, использующих собственные СИМы с нарушениями, нельзя. Исключением являются только прокатные конторы, которые могут через аккаунт идентифицировать человека, который пользуется этим прокатным самокатом или чем-либо еще. <…> Появление в ПДД самого понятия «средства индивидуальной мобильности» – это, бесспорно, большое облегчение для водителей, потому что до этого, когда случались любые происшествия на дороге, где участниками были водители автомобиля и человек, перемещавшийся на СИМ, всегда был виноват водитель авто, так как человек на самокате, моноколесе или гироскутере рассматривался как пешеход».
Сейчас, по его словам, Национальный автомобильный союз готовит ряд поправок к уже принятым 1 марта поправкам, которые призваны помочь идентифицировать водителя-нарушителя, перемещающегося на СИМ, а также идентификации его транспортного средства.
«Отдельная положительная история, связанная с вступившими в силу поправками в ПДД, касается запрета перемещения на одном самокате двух лиц. Но и здесь мы видим многочисленные нарушения, потому что камер либо нет, либо они не работают, сотрудников ГИБДД на дороге нет. Мы часто видим, как по двое ездят на прокатных самокатах. Видим, как на частных самокатах устанавливаются специальные ручки для ребенка, которые недвусмысленно дают понять, как используется это транспортное средство. Еще одной колоссальной проблемой является незнание многими пользователями СИМ элементарных правил дорожного движения. Да, с 1 марта они у нас появились, но за рулем таких «средств» в основном находятся те водители, которые не хотят знать ни своих прав, ни своих обязанностей. Знак, который появился после вступления в силу поправок в ПДД, о запрете передвижения на СИМ – это для них просто сотрясение воздуха; то, что нужно пешим переходить пешеходный переход – это тоже сотрясение воздуха; то, что перекресток нельзя пересекать по диагонали – это тоже сотрясение воздуха. То есть еще раз повторю, что ровно до того момента, пока у нас не будут действовать репрессивные меры по отношению к лицам, нарушающим правила на средствах индивидуальной мобильности, толка от хороших поправок в ПДД не будет», – резюмировал Ян Хайцеэр.
По его словам, это проблема не только российская, так как травматизм, связанный с использованием СИМ, растет во всех странах, но процесс их всё ускоряющегося распространения вспять повернуть уже невозможно:
«Только по официальной статистике, за год в РФ регистрируется порядка 900 таких случаев. Но при этом надо учитывать, что это лишь вершина айсберга. Ведь что такое эти 900 случаев? Это значит, что о них было заявлено либо в правоохранительные органы, либо было обращение в пункты медицинской помощи. То есть это столкновение с пешеходом или машиной было зафиксировано. Но на самом деле есть еще десятки тысяч случаев, которые не фиксируются: то ли участники таких столкновений договариваются на месте, то ли водитель СИМ просто уезжает с места происшествия, ведь его идентифицировать нельзя и вряд ли кто-то будет включать систему «Поток» для того, чтобы его отследить. Поэтому люди, уверенные в том, что они останутся безнаказанными, встают за штурвал самоката очень часто в нетрезвом состоянии. Но это не только их вина, но и вина, недоработка общественного мнения и каких-то репрессивных мер, которые могли бы сохранить жизнь и здоровье не только пешеходов, но и этих горе-«водителей».
Причем эти «недоработки» нужно ликвидировать как можно скорее, потому что количество СИМ на улицах наших городов будет и дальше стремительно увеличиваться: так, только рынок аренды самокатов (кикшеринг) в России растет примерно на 60% в год и с такими показателями опережает мировые темпы в четыре раза. Пока электросамокаты стремительно распространяются в городах, пешеходы копят раздражение. После запрета мэрией Парижа аренды электросамокатов подобные идеи стали обсуждать и в России.
Сергей Ишков.
Фото мобильного репортера / агентство «Москва»