Продолжается развитие конфликтной ситуации между владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и продавцами Wildberries и самим маркетплейсом. Вчера около сотни продавцов снова пришли к офису компании с требованием разблокировать их аккаунты и дать возможность вывести свои деньги. Можно ли разрешить проблему мирным путем, «Московская правда» узнала у адвоката Тимура Харди.
Напомним, изначальной причиной конфликта стало изменение условий оферты компании. Так, Wildberries заставила владельцев партнерских пунктов выдачи заказов (ПВЗ), составляющих около трети от общего количества пунктов выдачи заказов, в полном объеме отвечать за все возвраты товара. То есть если покупатель возвращает обратно в ПВЗ бракованную вещь, ее стоимость удерживается с владельца ПВЗ. Оспаривать удержания за возвраты также запретили. Тем, кто в знак протеста закрыл пункты выдачи, заблокировали аккаунты в системе маркетплейса.
– Согласно российскому законодательству, торговая площадка обязана принимать возвращаемый партнерами бракованный товар, не взимая с них никаких штрафов. Ведь вины владельцев ПВЗ в браке товара нет. Маркетплейс должен принять бракованную вещь обратно и вернуть ее стоимость покупателю, а затем уже разбираться с поставщиком, – комментирует Тимур Харди.
По его мнению, проблема заключается в том, что если в договоре между партнером и маркетплейсом предусмотрена возможность взыскания штрафа, то действия компании в данном случае становятся правомерными. И то, что партнеры не подписывают с маркетплейсом отдельные договоры, а присоединяются к общей оферте, это тоже одна из причин возникшей ситуации.
– Чтобы добиться справедливости, партнеры Wildberries могут попытаться доказать в судебном порядке, что условия об удержании части стоимости товара являются обременительными и представляют угрозу балансу интересов, – считает адвокат. – Также они могут потребовать признания ничтожными отдельных условий договора, касающихся отдельных штрафов.
В марте конфликт вроде удалось разрешить, но маркетплейс продолжил штрафовать владельцев пунктов выдачи – теперь уже за утерянный или не дошедший до пункта товар. И на этом дело не закончилось. Недавно в Wildberries списали со счетов продавцов 2 миллиарда рублей – якобы за рекламное продвижение на площадке, которое они не заказывали. При этом в компании посчитали, что «несанкционированное» продвижение магазинами своих товаров на маркетплейсе нанесло Wildberries ущерб в размере более 650 миллионов рублей. Виновник случившегося вроде бы был найден – в содеянном сознался один из IT-специалистов компании. Да и некоторые предприниматели тоже признали использование «серых» схем рекламы. Тогда в Wildberries заявили, что аккаунты, попавшие под штрафные санкции, будут разблокированы и деньги на них разморозят. Но потом часть продавцов известили о том, что условия оферты изменились и разблокировка отложена еще на три недели. Вчера возмущенные продавцы написали обращения в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет РФ.
В свою очередь в пресс-службе Wildberries заявили, что информация о блокировке личных кабинетов владельцев пунктов выдачи не соответствует действительности.
«Продавцы управляют своими кабинетами, транзакции и операции идут, на период проведения следственных действий был ограничен вывод средств с баланса», – цитирует сообщение пресс-службы маркетплейса «Комсомольская правда».
Правда, в компании уточнили, что завершили проверку только 60% продавцов, подозреваемых в использовании «серых» схем продвижения товаров на платформе. А счета остальных все еще заморожены, минимум до 10 июня.
– Нет сомнений, что, если эта информация соответствует действительности, продавцам следует отстаивать свои права и законные интересы в судебном порядке. То есть, если маркетплейс действовал незаконно, они имеют право подать иск о возмещении причиненного ущерба, и это будут очень солидные суммы для компании, если посчитать количество пострадавших от действий маркетплейса продавцов. Однако для этого продавцам необходимо заручиться поддержкой хороших адвокатов и еще раз проанализировать свои договоры оферты с маркетплейсом, те пункты, которые вызывают вопросы, можно тоже попытаться признать ничтожными в судебном порядке, – отметил Тимур Харди.
В общем, до разрешения конфликта пока далеко, да и скандальные ситуации в Wildberries случаются всё чаще. В какие суммы в итоге выльется репутационный и другой ущерб, компании еще предстоит посчитать, но то, что с поиском новых партнеров у маркетплейса, скорее всего, будут проблемы, уже очевидно.
Алёна Бодриенко.
Фото агентства «Москва»
Работала год назад на одном из их СЦ, тот еще бардак, товары валяются, штрафуют фактически за все. На озоне вроде так же, но там хоть обжаловать можно и добиться справедливости, а на валбериз или принимай, или уходи.
Очень скандальная компания. Постоянно присутствует в новостях с негативным оттенком.
Хорошая компания и я часто пользуюсь ее услугами. Будет жаль, если из-за этого конфликта она лишится продавцов и ассортимент будет не таким разнообразным. Надеюсь, все благополучно разрешится.
Я до сих пор так и не понял в чем суть конфликта. Думаю тут все должно решиться в рамках закона.
Любой такой конфликт накапливает проблемы как снежный ком. Восстановить статус бывает очень трудно.