Виновных в убийстве журналиста нашли и осудили

Красноярский краевой суд вынес приговор по делу об убийстве главного редактора минусинской районной газеты «Тон-М» Дмитрия Попкова. Оно было совершено 7 лет назад, 24 мая 2017 года.

суд
Фото с сайта ФНС РФ

Виновными в преступлении, предусмотренном статьей 105 Уголовного кодекса РФ, признаны Иса Хашиев и Виктор Шестаков. Они приговорены к 16 и 14 годам лишения свободы соответственно. Красноярский краевой суд сообщает, что приговор еще не вступил в законную силу (http://kraevoy.krk.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=1&did=2614).

По обвинительному заключению, заказчик убийства – влиятельный в Минусинске человек, бывший депутат горсовета Иса Хашиев. Организатор – предприниматель, местный «авторитет» Николай Горюнов, исполнитель – бывший воспитанник детдома 17-летний Виктор Шестаков.

Еженедельная газета «Тон-М», которую Дмитрий Попков основал в 2014 году, выходила под слоганом «Мы пишем то, о чем другие молчат». Иса Хашиев конфликтовал с редактором с тех времен, когда выставил свою кандидатуру на пост главы округа, а газета его резко критиковала. У Николая Горюнова тоже были свои счеты к Попкову, поскольку газета не раз писала про его «дела».

В истории расследования отметим следующий момент. Минусинск – город с населением в 70 тысяч. Имеется солидный штат правоохранительных органов. Не говоря уже о розыскных возможностях Красноярска – большого краевого центра. Однако… «Поскольку преступление оставалось нераскрытым, в 2018 году на основании поручения председателя СКР Александра Бастрыкина, по результатам проведенного им личного приема супруги потерпевшего, уголовное дело для организации дальнейшего расследования было передано в Главное следственное управление», – сообщал официальный представитель федерального ведомства (https://sledcom.ru/news/item/1794208/).

Через 3 года, 16 апреля 2020 года, в Минусинском районе случилось еще одно убийство. Местный житель, «имевший личные неприязненные отношения» с Горюновым и Шестаковым, остановил их автомобиль возле лесополосы. Они же, увидев, что он приближается к ним, «поочередно выстрелили в него из карабина».

Горюнова и Шестакова задержали в августе, через четыре месяца. И с того момента, можно полагать, сдвинулось с места и расследование убийства Дмитрия Попкова. Хашиева задержали в ноябре 2020 года – в московском аэропорту Шереметьево.

Только и после этого следствие по обоим убийствам длилось еще два года. Дело в отношении Николая Горюнова, который признал вину и заключил досудебное соглашение о сотрудничестве, выделили в отдельное производство. В июне 2022 года Минусинский районный суд приговорил его к 17 годам колонии строгого режима.

А процесс над Хашиевым и Шестаковым состоялся и завершился 2 июня нынешнего года.

Иса Хашиев осужден на 16 лет лишения свободы в колонии строгого режима, Виктор Шестаков – на 14 лет.

Установление заказчиков, организаторов и исполнителей в делах об убийствах журналистов – факт редкий. Потому что такие преступления всегда заказные.

Современной официальной статистики в публичном пространстве нет. В 2006 году Генеральный прокурор Юрий Чайка в выступлении на Всероссийском совещании руководителей правоохранительных органов говорил: «Если раскрываемость «традиционных», главным образом, бытовых убийств находится на относительно удовлетворительном уровне – не менее 80 %, то рас­крываемость так называемых заказных – только порядка 20 %» (https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/interviews-and)-presentations?item=4635118).

При этом, как сообщала Генпрокуратура, лишь в 20 – 30 % случаев перед судом предстают заказчики преступлений. В остальных 70 – 80 % случаев – только исполнители (https://ria.ru/20020620/177788.html).

«Ни одно знаковое, резонансное дело до конца не расследовано, ни разу не названы заказчики этих преступлений», – отмечалось на съезде журналистов России в 2016 году.

Речь шла именно о резонансных делах, ставших известными на всю страну. Большинство же преступлений против работников прессы, совершенных в отдаленных районах, остаются малозамеченными в бурном общероссийском информационном потоке.

С 2000 по 2022 год в России погиб 161 журналист. Практически все – при исполнении и в связи со служебными обязанностями.

Международный комитет по защите журналистов с 2008 года публикует  рейтинг стран, самых опасных для деятельности прессы, составленный с учетом количества нераскрытых убийств. Так называемый индекс безнаказанности.

В 2009 году Россия занимала 9 место, в 2014-м – 10 место, в 2019-м – 11 место, в 2021 году – 10 место. После Сомали, Сирии, Ирака, Южного Судана, Афганистана, Мексики, Филиппин, Бразилии, Пакистана (https://cpj.org/reports/2021/10/killers-of-journalists-still-get-away-with-murder/#map).

В 2022 году Россия впервые за всю историю исследований не попала в печально известный список. В него включают страны с пятью или более нераскрытыми убийствами журналистов за исследуемый период. В России было два таких случая: Дарья Дугина (Москва) и Игорь Винничук (Брянск). При этом отмечается, что в последние годы в связи с изменением обстановки закрылись некоторые независимые издания, расследовательская и публицистическая активность в стране снизилась.

По докладу ЮНЕСКО (https://news.un.org/ru/story/2022/11/1434247) в 2022 году в мире были убиты более 70 журналистов. 15 сентября, в Международный день защиты демократии, Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш говорил о прямой связи демократии со свободой прессы:

«В этом году в центре нашего внимания – один из базовых элементов демократического общества: свободные, независимые и плюралистические средства массовой информации. Гражданское пространство сужается. Попытки заставить журналистов замолчать с каждым днем становятся все более беспардонными – от словесных оскорблений до слежки в интернете и юридических преследований. Растут недоверие и масштабы дезинформации. Поляризация подрывает демократические институты. Пришло время бить тревогу» (https://news.un.org/ru/story/2022/09/1431531).

В ноябре, в Международный день борьбы с безнаказанностью за преступления против журналистов, он заявил:

«Свободная пресса имеет жизненно важное значение для правильного функционирования демократии, разоблачения правонарушений, навигации по нашему сложному миру и продвижения к целям в области устойчивого развития».

Сергей Баймухаметов.

суд
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Тамара
Тамара
3 месяцев назад

Почему в 2022 году мы не попали в этот список? Подозреваю, потому, что все журналисты просто ушли на дно.

Яна Ковалёва
Яна Ковалёва
3 месяцев назад

Дичь какая в этом Минусинске. Гангстеры с карабинами разгуливают, журналистов убивают…

2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x