Качество меда оставляет желать лучшего

Проведенные Роскачеством исследования качества меда на российских ярмарках показали, что лишь 50% проверенной продукции соответствует всем требованиям, а значит, может считаться качественной и безопасной.

мед, фото Алина Фёдорова
Фото Алины Фёдоровой

Об этом в ходе пресс-конференции в ТАСС сообщила заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева. По ее словам, ярмарки в качестве места проведения исследования были выбраны потому, что в основном мед россияне покупают не в торговых сетях, а у частников на рынках и ярмарках или у знакомых:

«То есть нестационарные пункты торговли и частные пчеловоды у нас сейчас являются главными каналами приобретения меда. В супермаркетах мед покупают реже. Между тем нестационарные места розничной торговли до этого практически выпадали из сферы мониторинговой деятельности. Поэтому Роскачество в соответствии с решением Госкомиссии по противодействию незаконного оборота промышленной продукции провело мониторинговое исследование меда, который продается на ярмарках с нестационарных мест розничной торговли в шести регионах, являющихся основными по производству меда в России, а также в Москве – как основном потребителе меда в России. Уже на этапе отбора образцов на ярмарках нас огорчило, что ни в одной точке, где мы отбирали мед, не было надлежаще оформленных (в соответствии с требованиями Минсельхоза) ветеринарных сопроводительных документов. <…> Кроме этого, не ко всем документам был предъявлен протокол испытаний, а предъявленные протоколы в разных регионах содержали абсолютно разные исследования. Всё это делалось на усмотрение лица, выдающего документ».

По словам Елены Саратцевой, по результатам проверки качественным и безопасным был признан мед только в трех регионах:

«По итогам испытаний мы выявили, что качественным и безопасным признан мед из Барнаула, Москвы и Республики Татарстан. В меде из Орла были выявлены следовые количества пестицида «тиаклоприд». Это значит, что продолжается обработка полей пестицидами без своевременного уведомления пчеловодов, хотя законом это предписано, и пчелы собирают с таких полей мед. Кроме того, у продукции из Орла заявленные наименования далеко не всегда соответствовали ботаническим (то есть в банке мед оказался не тем, который нам продавали). Наконец, было зафиксировано нехарактерное соотношение элементов (например, массовая доля фруктозы/глюкозы) и органолептические нарушения (например, карамельный привкус), что говорит о том, что мед содержал следы подмеса глюкозо-фруктозного сиропа. Такие нарушения были зафиксированы в меде из Краснодара и Орла. Пониженное диастозное число, низкое инвертазное число и низкая активность сахарозы – в меде из Башкирии (диастоза и инвертаза – полезные ферменты, содержащиеся в меде. – С. И.)».

Завершая презентацию исследования, Елена Саратцева рассказала о том, как рядовому покупателю выбрать качественный мед:

«Прежде всего нужно обращать внимание на его окраску (цветочный мед имеет светло-желтую окраску; у липового она янтарная; у гречишного – коричневая). Понятно, что мед должен иметь определенную консистенцию, и, самое главное, он должен иметь характерный горьковатый привкус (может даже обжигать ротовую полость). Если есть карамельный привкус или привкус брожения, то это значит, что мед недоброкачественный, и мы такой мед не рекомендуем для приобретения. И самое главное, мы должны приучить продавцов предоставлять ветеринарные сопроводительные документы, в которых название меда совпадает с тем, что мы приобретаем».

Как сообщил, комментируя результаты исследования, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин, сейчас в России около 110 тыс. пчеловодов, причем большая их часть представлена личными подсобными хозяйствами:

«Получаем мы около 60 – 65 тыс. тонн меда, а экспортируем около 4 тыс. тонн (по объему экспорта – 39-е место в мире). В этом году объем экспорта должен увеличиться на 1,5 тыс. тонн».

Сергей Митин пояснил, что основным отраслевым законом в настоящее время является «Закон о пчеловодстве», который вступил в силу в 2020 году:

«Он, конечно, сыграл свою роль в определении понятий, что такое пчеловодство, что такое пчелиная семья, что такое пасека, но, к сожалению, этот закон не ответил на самый главный вопрос: а что такое мед? Что это за продукт? В результате мы видим не очень хорошее развитие этого направления: так, на заседании Госкомиссии по противодействию поступлению на рынки РФ контрафактной продукции председатель этой комиссии, вице-премьер Денис Мантуров сообщил, что сейчас до 70% меда, который продается в торговых сетях, не соответствует тем качественным характеристикам, которым должен соответствовать».

По мнению Сергея Митина, в плохом качестве меда, поступающего в торговые сети, виноваты посредники и расфасовщики. По его словам, чтобы исправить ситуацию, уже сейчас подготовлены два законопроекта. В одном из них определяется, что такое мед, как он может классифицироваться и проверяться, а второй призван упростить путь продукции производителей на прилавки торговых сетей.

Сергей Ишков.

Фото Алины Фёдоровой

мед, фото Алина Фёдорова
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x