Фотовыставка Леонида Гайдая открылась в Москве

«Здравствуйте, царь, очень приятно. Царь, очень приятно. Царь!» «Шляпу сними!» «Студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, она просто красавица!» «Птичку жалко!» «Надо, Федя, надо!» «Шеф, все пропало, все пропало!»  Любой человек, услышав эти фразы, обязательно улыбнется и вспомнит интересные фильмы легендарного Гайдая. Так мог снять только Гайдай – говорим мы, и это абсолютно верно.

В 2023 году отмечается 100-летний юбилей гениального советского и российского комедиографа Леонида Иовича Гайдая. К этой дате Департамент культуры города Москвы, Московская дирекция массовых мероприятий совместно с музеем лицея № 36 ОАО «РЖД», Гайдай-центром г. Иркутска и киноконцерном «Мосфильм» подготовили фотовыставку, которая открылась на Страстном бульваре 26 августа.

Фильмы Леонида Гайдая пережили и автора, и время, перешагнули языковые и возрастные границы. Вряд ли среди нас найдется человек, кто не знаком с фильмами Гайдая и кто не использовал бы в своей речи крылатые фразы его киногероев. Количество зрителей, посмотревших фильмы Гайдая в кинотеатрах в первый год проката, превышает 500 миллионов. Его киноленты стали шедеврами отечественного кинематографа. Юмор Гайдая не подвластен времени, он легок, искрометен и понятен любому зрителю. В творческой копилке режиссера всего 20 фильмов, но каждый из них – это кладезь ярких образов, талантливых актерских работ, крылатых выражений, ушедших в народ сразу и навсегда, и незабываемого гайдаевского духа. Леонид Гайдай оказал огромное влияние на отечественный кинематограф. Его фильмы многие годы находились в десятке лучших кинокомедий.

Фотовыставка рассказывает о первом творческом опыте будущего комедиографа в Иркутске, где провел свое детство и юность Леонид Гайдай; об армейской и фронтовой жизни будущего режиссера, где он почерпнул множество интересных фактов и выражений, которые впоследствии вошли в его фильмы; о первых ролях в Иркутском областном драматическом театре; об учебе во  ВГИКЕ в Москве, знаковых, судьбоносных встречах, которые определили дальнейшую жизнь Гайдая – с будущей женой Ниной Гребешковой, с Иваном Пырьевым и Борисом Барнетом. Часть уникальных фотоматериалов была предоставлена из личного архива семьи Леонида Гайдая.

Говорят, что именно в Иркутске произошло событие, которое изменило жизнь Гайдая. На чердаке дома он нашел номер газеты «Правда» с фельетоном в стихах «Пёс Барбос» Степана Олейника. На основе прочитанного произведения в 1961 году Леонид Гайдай снял  ставший легендарным короткометражный фильм «Пёс Барбос и необычный кросс». Именно в этой кинокартине впервые появилась знаменитая троица Бывалый, Трус и Балбес в исполнении Евгения Моргунова, Георгия Вицина и Юрия Никулина.

По словам многих артистов, работавших с Гайдаем, режиссер давал точные инструкции о том, каким он хочет видеть персонажа и сцену. Не зря его называют авторским режиссером: практически все сценарии писались в соавторстве с Гайдаем. Его режиссерский сценарий был гораздо толще литературного и включал в себя точное описание и раскадровку сцен. Фильмы Гайдая – это эксцентриада, это искусство, которое ведет свои корни от Чаплина, это трюковой фильм, это маски – увы, этого  нет в современном кино.

Отдельная часть экспозиции посвящена легендарным гайдаевским фильмам – от режиссерского дебюта фильма  «Долгий путь» до последней работы Леонида Гайдая – российско-американской кинокомедии «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Здесь и кадры из фильмов «Пёс Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!» и других фильмов.

Некоторые кинокритики обвиняли Гайдая, что в самый активный период своего творчества (1965–1975 годы)  он создавал альтернативную советскую действительность – яркую, позитивную, процветающую, как из рекламного проспекта. При этом другие видели в его картинах явные политические намеки, превращающие грозную государственную машину в несущественную и мелкую: Иван Грозный носит простенькие треники, а Сталин в лице товарища Саахова понижен до мелкого и жадного чиновника районного масштаба. Наученный горьким опытом Гайдай со временем умело отводил глаза руководства от острых шуток: перед показом «Бриллиантовой руки» начальству режиссер вставил в последнюю сцену ядерный взрыв, объясняя это тем, что хотел показать «всю сложность нашего времени». Все были в таком ужасе от режиссерского решения, что практически не обратили внимания на весь остальной фильм, поэтому «Бриллиантовой руки» цензура почти не коснулась.

Гайдая можно уверенно назвать народным режиссером – не одно поколение советских и российских зрителей выросло на его фильмах и знает их наизусть, фразы героев разобраны на цитаты, а песни из картин давно живут собственной жизнью. Работы Гайдая стали неотъемлемой частью эпохи оттепели. Режиссер мастерски подчинил себе физическую комедию, которую расцвечивал краткими, но точными диалогами и абсурдистскими шутками. Хотя комедии Леонида Гайдая неразрывно связаны с советской культурой и советским образом жизни, они были и остаются понятны публике и в нынешние времена. Фильмы Гайдая – это целый мир, наполненный яркими героями и удивительными сюжетами, именно поэтому его фильмы являются частью народной кинематографической культуры.

В детстве Леонид Гайдай был поклонником Чарли Чаплина. Поэтому в своих фильмах он активно использует приемы немых комедий. Сам режиссер говорил: «В кинокомедии должно быть как можно меньше слов, а те, которые есть, обязаны быть лаконичными, отточенными, бьющими точно в цель». Юмор считается главным рецептом долголетия кинокартин Леонида Гайдая. Его фильмы предлагали зрителю целый пародийный микромир, где смешным было все – от главных положительных героев до мельчайших деталей реквизита. Гайдай снимал эксцентрические комедии, для которых было свойственно быстрое развертывание действия в непредсказуемом направлении, захватывающие трюки, жесткий монтаж и темп – все это делает фильмы Гайдая востребованными до сих пор. Леонид Гайдай снимал свои фильмы с радостью, и они несут радость зрителям даже спустя десятилетия. Пик творчества Леонида Гайдая пришелся на 60-е годы, когда после трехлетнего перерыва он выпустил три шедевра: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука». В 1970-х годах режиссер экранизировал произведения отечественных авторов Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Михаила Булгакова, Михаила Зощенко и Николая Гоголя.

В церемонии открытия приняли участие: руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский, дочь Леонида Гайдая и Нины Гребешковой Оксана Гайдай, внучка Леонида Гадая Ольга Худякова, народная артистка РФ Валентина Теличкина.

Михаил Ковалёв.

Фото автора

Добавить комментарий