На России изменения климата сказываются позитивно

Об этом в ходе пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» заявил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, рассказывая о том, какой урожай удастся собрать в этом году.

Фото wirestock / Freepik

По его словам, «с погодой нам сильно везет»:

«Видимо, изменения климата позитивно сказываются для России. У нас хорошие виды на урожай: уже ясно, что в историческом разрезе это будет второй по величине урожай. Все аналитики говорят о том, что он будет около 140 млн тонн. Поднялся также уровень прогнозов по пшенице: ожидается, что будет собрано 91 – 92 млн тонн. То есть виды на урожай очень хорошие, а с учетом того, что переходящие запасы находятся на исторически рекордном уровне, наше общее количество ресурсов позволяет экспортировать даже больше, чем в прошлом сезоне. Хотя в прошлом сезоне был поставлен абсолютный рекорд – свыше 60 млн тонн. Так вот, в этом сезоне мы этот абсолютный рекорд можем легко побить. Темпы по отгрузкам сейчас тоже находятся на абсолютно рекордных уровнях. Мы вывезли с начала сезона (за 2 месяца) 13 млн тонн (прежний рекорд был 11 млн тонн за 2 месяца) и в августе экспортировали 7,7 млн тонн – это тоже абсолютный рекорд месячного вывоза. Так что сплошные рекорды в экспорте. Наше зерно востребовано».

Позитивным фактором для отрасли, по мнению Аркадия Злочевского, стала и отмена «зерновой сделки»:

«Много говорилось о том, что это негативно повлияло на цены: цены на психологическом ажиотаже подскочили до 280 долларов за тонну. Напомню, что перед прекращением «зерновой сделки» мы торговались на уровне (в июне) 240 долларов за тонну. Французы в это же время торговались по 270 долларов за тонну. И я говорил тогда, что наш дисконт колеблется в диапазоне 10 – 20 долларов за тонну. После того, как сделка прекратилась, сразу французские отгрузки выросли до 287 долларов, а наши – до 245 долларов. А что произошло потом? Посмотрим сегодняшний уровень цен, по которому мы грузимся: французские отгрузки сегодня стоят 250 долларов, а российские – 254 доллара за тонну. То есть мы грузимся с премией по отношению к Франции. Фундамента под дисконтом больше нет, поэтому ущерб, который приносила «зерновая сделка» российским зерновым отгрузкам, прекратился».

Однако львиная доля прибыли, которая получается в результате беспрецедентного роста объемов экспорта и благоприятной конъюнктуры, оседает в карманах компаний-экспортеров, а не крестьянских хозяйств. Следствием такой «плохой экономики» и высоких пошлин, по словам Аркадия Злочевского, становится постоянное в течение последних 3 лет сокращение посевных площадей и общее снижение технологического уровня посевов, а всё это рано или поздно приведет к снижению урожайности. Кроме этого, цены на внутреннем рынке сейчас находятся на низком уровне (11 тыс. рублей за тонну при пороге рентабельности в 10 тыс. рублей).

«У нас сильно упали закупки техники: практически в 2 раза. Новая техника не покупается просто потому, что ее не на что покупать. Получше только с навесным оборудованием (там падение составило около 20%), так как оно относится к дешевым видам техники. Издержки при осуществлении производственных процессов тоже стремительно растут: например, топливо выросло на 70 – 80% за год; цены на технику за последние 1,5 года выросли в 2 раза; самый низкий рост у нас наблюдается на средства защиты растений – 20 с небольшим процентов. Есть некоторые тренды, которые говорят о том, что цены просто уперлись в потолок покупательной способности, и им дальше просто расти некуда. Так произошло, например, с удобрениями: на них цены тоже за последние 2 года скаканули в 2 с лишним раза, но сейчас уже (после роста в 100 с лишним процентов) они откатились на 30%».

Следствием такой «плохой экономики», по его словам, стало и то, что «мы высасываем соки из земли, недовкладывая в нее питательных веществ»:

«Благо, что с запасом питательных веществ в почве нам очень повезло: по разным оценкам, от 45% до 50% с лишним мировых запасов черноземов (а это наиболее плодородная почва) расположены на территории РФ. Но мы эти богатства растрачиваем неразумно».

Радуясь рекордным урожаям, не следует забывать, что чем больше урожай, тем больше «соков мы высасываем из земли», а вкладываем мы, как сообщил Аркадий Злочевский, в 3 раза меньше необходимого уровня восполнения. Так что с учетом всех этих негативных факторов в долгосрочной перспективе, если и дальше всё так пойдет, нам остается только, сидя у поля, ждать хорошей погоды…

Сергей Ишков.

Фото wirestock / Freepik

Добавить комментарий