В Камергерском первая премьера сезона: спектакль «Занавес» по пьесе драматурга Андрея Стадникова.
За каждой ролью на сцене – реальный сотрудник МХАТа. Автор два года назад провел интервью практически со всеми сотрудницами театра. Некоторых уже нет в живых. Никто не знал, что из собранного материала войдет в спектакль, что – не войдет. И вот «итог» уже на сцене.
Практически спектакль – это документальный фильм на сцене, состоящий из трех «серий». Крупные планы артисток – на мониторе. Декорации перестраивают шустрые молодые люди буквально на глазах у зрителя. Заканчивается все отрывками из культовых спектаклей театра за всю историю МХТ. И эти отрывки талантливо и артистично «вплетены» в историю страны: войны, революция, сталинизм, застой, перестройка, ГКЧП, «лихие 90-е», «вставание с колен» – вплоть до нынешнего времени. «Красная нить» третьей части спектакля – «Театр пережил все и будь жить дальше, несмотря ни на что!».
Историю легендарного театра рассказывают и показывают Ольга Воронина, Елизавета Ермакова, Надежда Жарычева, Мария Зорина, Мария Карпова, Анастасия Скорик, Мария Сокова, Мария Сокольская, Дарья Юрская, Маргарита Якимова.
Театральный занавес в данном спектакля «живой» – он отделяет зал от подмостков, зрителей от артистов, жизнь реальную от жизни в искусстве. А занавес с мхатовской чайкой – отдельная «роль», потому что в спектакле это экран и несколько операторов. В течение двух часов они снимают «кино», в котором главные героини – актрисы МХТ и их истории. В театр трудно попасть и еще сложнее уйти – об этом все те «рассказы», которые слушает и смотрит зритель.
В первой части все актрисы реально обнажают собственные души, рассказывая о том, как они пришли в театр, какие роли играли, в каких «переделках» участвовали и что для каждой из них сцена. Во второй десять актрис легендарного храма искусств примеряют образы других работниц театра: костюмеров, гримеров, осветителей, суфлеров, вахтеров, ключниц, театрального врача. А на экранах в этот момент – документальные портреты тех, кого играют мхатовские красавицы.
«Есть такая фраза: «Театр – это целая жизнь». Мысль вроде бы банальная, но для нас, создателей «Занавеса», это действительно так. Причем не просто театр, а именно этот – Московский Художественный. Это наш университет и наша работа. Мне кажется, мы выпускаем спектакль без излишнего нерва, потому что откуда же взяться этому нерву, если в течение десятилетий мы находимся внутри смыслов, живущих в этом пространстве. Мы просто должны прийти к самим себе», – говорил перед премьерой режиссер Юрий Квятковский.
«Мы хотели показать разнообразие человеческих характеров, которые здесь присутствуют. Но, поскольку речь настоящая, мы боялись, как отреагируют люди. Вся история в том, что я должна их всех полюбить. Кого-то действительно было сложнее «делать». Есть очень яркий характер, там сразу все понятно по тексту — такой комедийный. А есть очень сложные. И сначала думаешь: «Ой, как бы мне придумать!» А потом ты понимаешь: не нужно гнаться за ярким образом, он придет сам, когда ты проникнешь в суть того, что ты говоришь», – вторит режиссеру актриса Дарья Юрская.
И действительно, в постановке есть все: ирония, комизм, драма и даже повседневность. Бурную реакцию в виде оваций на пресс-показе для журналистов вызвали истории администратора, врача, старшего билетера, которые часто работали вообще без выходных. Фурор произвел рассказ Валентины Николаевны, «рабочей по стирке с душой поэта», которая в свободное время изучает историю Камергерского переулка. Отдельный респект Марии Соковой – ее монологи, практически все, вызывали гром аплодисментов представителей СМИ на пресс-показе.
«Монологи женщин, с которыми мы работаем бок о бок, но не всегда даже знаем, как их зовут, – они просто удивительны. Такое чувство, будто драматург драгоценные бусы собрал. Как исследователи отправляются в фольклорные экспедиции и привозят оттуда сокровища – вот такое у меня впечатление от этих историй. Эти женщины такие открытые, такие честные. Поразительно, какими невероятными путями люди приходят в театр», – философски сформулировала фабулу постановки несравненная Мария Сокова.
Третья, оперная часть спектакля самая сложная для восприятия. Ее точно примут не все зрители, но на то и существует театр, чтобы «разъяснять и соединять».
«За фасадом театрального здания происходят совершенно неожиданные вещи. Театр – это всегда ожидание чуда, но когда деконструируешь это чудо, то за ним возникают конкретные люди. У этих людей свои истории, очень неожиданные биографии, в театр их провело стечение обстоятельств, иногда причудливых. Это пьеса про женщин, что мне кажется символичным и важным, ведь именно женщины в театре хранят традиции, оберегают дом. Героини нашего спектакля могут не выходить на сцену, но они наполняют ее своей энергией» – главные слова режиссера Юрия Квятковского о спектакле «Занавес».
Вместе с режиссером над спектаклем работали художник Анна Гребенникова, художник по костюмам Леша Лобанов, художник по свету Игорь Фомин, видеохудожник Александр Плахин и композитор Николай Попов. Премьерные показы также пройдут 29 сентября, 6, 11 октября.
Владимир Сабадаш.
Фото Сергея Виноградова