4 октября 1932 года состоялась свадьба Михаила Афанасьевича и Елены Сергеевны Булгаковых. Елена Сергеевна стала прообразом Маргариты из знаменитого романа.
У обоих этот брак был третьим по счету. До Михаила Булгакова мужьями Елены Сергеевны (урожденной Нюрнберг) были Юрий Неелов, сын знаменитого артиста Мамонта Дальского, и Евгений Шиловский, на тот момент – преподаватель оперативного искусства в Военной Академии РККА. За Неелова Елена Сергеевна вышла замуж в декабре 1918 года. В июне 1920 года Юрия Мамонтовича, служившего в центральном аппарате РККА, отправили в 16-ю армию Западного фронта, в сентябре – в штаб того же фронта, а в декабре 1920-го Неелов отправился на Южный фронт. Елена Сергеевна осталась в Минске вместе с Шиловским, знакомым ее супруга, исполнявшим обязанности начальника штаба 16-й армии. Летом 1921 года Елена Сергеевна и Евгений Шиловский, получив для Елены разрешение на второй церковный брак, поженились. Вскоре у них родились двое сыновей: первенца назвали, как и отца, Евгением, второго, появившегося на свет пять лет спустя, нарекли Сергеем.

Первой женой Михаила Булгакова стала Татьяна Лаппа. Они познакомились в 1908 году, когда Таня, саратовская гимназистка, приехала в Киев к своей тете Софье Лаппе, служившей вместе с матерью Булгакова во Фребелевском институте, женском образовательном учреждении. Родители молодых людей были против их отношений. Пока Татьяна училась в гимназии, Михаил Булгаков несколько раз ездил в Саратов, а Таня – в Киев. В августе 1912 года Татьяна поступила на историко-филологическое отделение Фребелевского института, а в конце апреля 1913 года вышла замуж за Булгакова. После свадьбы учебу «верной Тасе» пришлось оставить, летом 1916 года она поехала с супругом на фронт, работала сестрой милосердия в госпиталях, в сентябре того же года отправилась за мужем в глухую смоленскую деревеньку, где Булгаков служил земским врачом. Таня была своему любимому Мише и другом, и ассистентом. А потом ей пришлось стать ему еще и нянькой. Оперируя тяжелых больных, Михаил Афанасьевич не заметил, как пристрастился к морфию. Никакие уговоры Таси не помогали. Булгаков требовал, чтобы она добывала ему ампулы. Татьяна помогла мужу не погибнуть от морфинизма. Потом, в 1920 году, во Владикавказе, где Булгаков по призыву служил военным врачом в Вооруженных силах Юга России, выходила мужа от тифа, в Москве провела вместе с мужем первый голодный год.
Писатель, публицист, исследователь русской литературы XX века Алексей Варламов считает, что Михаилу Афанасьевичу просто невероятно повезло с первой женой: если бы преданной Таси не было рядом, явление писателя Булгакова в русской литературе не состоялось бы. Он просто не выжил бы без нее физически.
Вернувшись в Москву, Булгаков забросил врачебную практику и стал активно печататься. Писал очерки, фельетоны, репортажи.
Со своей будущей второй женой Михаил Булгаков познакомился в начале января 1924 года на вечере, устроенном редакцией газеты «Накануне» в честь писателя Алексея Толстого. Любовь Белозерская недавно вернулась из-за границы. Спустя примерно год они поженились.
Любовь Евгеньевна, окончившая в Санкт-Петербурге Демидовскую женскую гимназию с серебряной медалью, какое-то время обучалась в частной балетной школе, была немножко писательницей, немножко театральным критиком и главное – обладала феноменальным чутьем на талант. Она понимала Михаила Афанасьевича с полуслова, первой прочитывала его рассказы и давала дельные советы, познакомила его со многими театральными режиссерами и писателями.
До встречи с Булгаковым Любовь была замужем за известным журналистом Ильей Василевским. Вместе с ним в 1920 году она эмигрировала из Одессы в Константинополь, затем переехала во Францию, оттуда – в Берлин. В конце 1923 года они расстались.
За годы брака с Любовью Белозерской Булгаковым были созданы «Дни Турбиных», «Багровый остров», «Зойкина квартира». Жена переводила для Михаила Афанасьевича с французского языка книги о Мольере. Своей второй супруге Булгаков посвятил роман «Белая гвардия», повесть «Собачье сердце» и пьесу «Кабала святош». Рассказы Любови Евгеньевны об эмиграции, пребывании в Константинополе и Париже стали источником вдохновения для Булгакова при создании пьесы «Бег». Говорят, что Михаил Афанасьевич боготворил свою Любочку, считая ее совершенством. Однако в начале 1929 года и этот брак, казавшийся поначалу таким счастливым и гармоничным, дал трещину.
В свое время Татьяна Лаппа, первая жена Булгакова, рассказывала, что от Михаила она не единожды слышала о том, что он должен жениться три раза. По одной версии, такой совет ему дал Алексей Николаевич Толстой, полагавший, будто троекратный брак – ключ к литературному успеху. По другой версии троекратный брак Михаилу Афанасьевичу предрекла киевская гадалка.
Как бы то ни было, 3 октября 1932 года Булгаков с богемной красавицей Белозерской развелся. А на следующий день женился снова – на Елене Шиловской.
В своей семейной жизни Елена Сергеевна, несмотря на внешнее благополучие (Евгений Шиловский успешно продвигался вверх по служебной лестнице, у них росли двое прекрасных сыновей), явно скучала. Муж был почти целый день занят, с детьми возилась няня, а Елена оставалась одна со своими мыслями, фантазиями и нерастраченными силами.
С Булгаковым Шиловская познакомилась в феврале 1929 года. Позже Елена Сергеевна признавалась, что сразу поняла: это – ее судьба, несмотря на все, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва. Она писала, что без Булгакова для нее не было ни смысла жизни, ни оправдания ее.
Вспомним строчки из «Мастера и Маргариты»:
«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»
Так у них и было. Об их романе судили и рядили многие. До поры до времени Белозерская особого значения этим разговорам не придавала. А вот в семье Шиловских начались скандалы. Евгений Шиловский был возмущен поведением супруги, призывал ее опомниться, подумать о сыновьях. А ведь в свое время он сам увел чужую жену, влюбившись в супругу своего подчиненного. Теперь ситуация повторилась с той лишь разницей, что пострадавшим оказался сам Шиловский.
Евгений Александрович решил сам поговорить с Булгаковым. После этой беседы Елена Сергеевна пообещала, что с Михаилом Афанасьевичем далее встречаться не будет, не станет писать ему писем и получать их от него, не будет разговаривать с Булгаковым по телефону и даже не выйдет одна на улицу. И свое обещание она исправно выполняла: сидела дома, много читала, занималась детьми…
В тот летний день 1932 года Елена Сергеевна впервые за 20 месяцев вышла на прогулку в одиночестве. И сразу же встретила Булгакова, который сказал ей, что не может без нее жить. «Я тоже», – не задумываясь ответила Шиловская.
Они решили соединиться, несмотря ни на что. Как ни странно, Евгений Шиловский на сей раз довольно спокойно отреагировал на твердое решение жены и не стал ее удерживать. Детей они поделили: старший остался с отцом, младший – с Еленой.
4 октября 1932 года Елена Сергеевна и Михаил Афанасьевич расписались. Она вспоминала, что тогда же он сказал ей фразу, на которую она почему-то рассмеялась: попросил ее поклясться, что он умрет у нее на руках. Она дала слово.
В марте 1933 года Михаил Булгаков передал жене доверенность на заключение договоров с издательствами и театрами по поводу своих произведений, а также на получение авторских гонораров.
Елена Сергеевна занималась деловой перепиской, печатала под диктовку все произведения мужа, полностью оградила его от всякой бюрократической волокиты. Всецело посвятила себя супругу и его работе.
После смерти Булгакова Елена Сергеевна унаследовала квартиру в Нащокинском переулке. Она добивалась издания трудов покойного супруга всеми возможными и невозможными путями, обращалась в самые высокие инстанции и даже лично к Сталину. Свято берегла булгаковский архив. Елена Сергеевна говорила о том, что смысл, цель ее жизни – чтобы не ушла ни одна строчка, написанная Булгаковым, чтобы «не осталась неизвестной его необыкновенная личность».
Первый сборник из двух булгаковских пьес, «Дни Турбиных» и «Александр Пушкин», Елене Сергеевне удалось издать лишь после смерти Сталина, в 1955 году. Ей удалось добиться публикации «Театрального романа» и «Мастера и Маргариты», переиздания в полном виде «Белой гвардии», «Записок юного врача», издания большинства пьес.
В 1952 году Елена Булгакова установила на могиле мужа камень «голгофу», лежавший на могиле Гоголя. В 1970 году Елена Сергеевна, пережив всех своих троих мужей и старшего сына, упокоилась под «голгофой» на Новодевичьем кладбище.
Сергей Ишков.
Фото с сайтов ru.wikipedia.org и f-ranevskaya.ru