Калуга в одном определенном месте в одно определенное время очень похожа на Экс-ан-Прованс. Есть здесь большой-большой круг, от которого отходит много-много улиц, – называется площадь Мира. Внутри круга – сквер Мира с большими-большими деревьями. И вот однажды шел я здесь в первых числах ноября, а на деревьях расположились сотни, если не тысячи, перелетных птиц. Их чириканье заглушало даже грохот грузовиков, а обстреливаемая территория покрывала весь сквер. Точно такую же картину и тоже в начале ноября наблюдал я и в Экс-ан-Провансе.
А больше Калуга ничем не похожа на Экс.
От площади Мира отходит улица Гагарина и пересекается с улицей Академика Королева, которая, в свою очередь, упирается в Музей космонавтики. Ну, понятно, – Циолковский. Рядом с музеем – памятник. Циолковский передает Королеву маленькую ракету. Ситуация вызывает сомнение. А к тому же, издалека фигуры этих двух великих людей смотрятся как минометный расчет.
С высокого холма за музеем открывается прекрасный вид на Яченское водохранилище и Оку. А если пойти обратно, добрести по улицам Пушкина и Баженова до Парка культуры и отдыха, пройти его насквозь да оказаться на смотровой площадке, то дух захватит от взгляда на калужские просторы. Ока очень красивая. И не только здесь.
По дороге в парк вы преодолеете Каменный мост над чудовищно громадным оврагом, с которым так никто и не знает, что делать, а потом пройдете сквозь чудом уцелевшую историческую арку. Она реально мешает движению, но снести ее не решились. Уж больно хорош весь архитектурный ансамбль вокруг.
Вот и почти все. Можно пройтись еще по переулкам к центральной улице Кирова, осмотреть пару церквей и добраться до единственного приличного ресторана в городе. На первом этаже – итальянская кухня, на втором – грузинская. Во времена псевдо-борьбы с псевдо-пандемией, когда требовалось соблюдать дистанцию, там висел плакат: «Допустимая дистанция – 40 хинкали».
Есть, правда еще одно заведение – в парке. «Кукушка» называется. Еда там простая и довольно вкусная, но пиво могут налить сдохшее (личное наблюдение за пьющими товарищами). В остальные места лучше вообще не заходить. Калуга – не тот город, где будут хвастаться кулинарными изысками, а, скорее всего, еще и нахамят, как мне показалось.
Лет десять назад тут и переночевать-то негде было. Помню, оказался здесь по необходимости в 2010-м. Жара тогда, как все помнят, стояла несусветная. Только в одном отеле «Калуга XXI век» обрадовали: у них есть кондиционеры. По приезду оказалось, что эти кондиционеры – напольные, и они не работают.
В другой раз и в другой ночлежке выяснилось, что двух(!)комнатный номер считается одноместным, и за размещение второго человека надо доплатить 500 рублей. Потом в Калужской области построили автозаводы, и для иностранных, видимо, специалистов американские сети открыли в Калуге несколько приличных отелей. Ну, теперь они уже не сетевые. А остались ли эти отели приличными, – не проверял.
Железнодорожное сообщение с Москвой – тоже неординарное. В Калуге – две станции. Одна в центре, вторая – номинально в черте города, но ехать очень далеко, через поля и леса. Скоростные электрички за два часа долетают до дальней станции, а медленные – за три с половиной часа доползают до ближней.
Странностей в самой Калуге – предостаточно, но уж больно хороши ее окрестности. И об этом – в следующий раз.
Алексей Вишневецкий.
Фото автора.