Нобелевский детектив

В начале октября 2023 года было объявлено о присуждении Нобелевских премий за 2023 год. Нобелевские премии присуждаются начиная с 1901 года от процентов с капитала, который заработал Альфред Нобель за внедрение изобретенного им динамита. Нобелевские премии присуждаются в шести номинациях: физика, химия, физиология и медицина, литература, борьба за мир, экономика.

Об этом сообщил историк науки Сергей Багоцкий на заседании Московского общества испытателей природы, посвященном присуждению Нобелевских премий в 2023 году. Багоцкий подчеркнул, что Нобелевская премия – самая престижная международная научная награда.

В 2023 году Нобелевской премией были награждены:

ФИЗИКА

Пьер Агостини (род. 1941) США
Ференц Крауз (род. 1962) Венгрия, Германия
Анн Л“Юилье (род. 1958) Франция
За разработку метода сверхкоротких лазерных импульсов для изучения быстрых процессов в твердых телах.

ХИМИЯ

Екимов Алексей Иванович (род. 1945) СССР, США
Брюс Луис (род. 1943) США
Бавенди Мунги (род. 1961) Франция, США
За открытие и практическое использование размернозависимых квантовых эффектов в наночастицах.

ФИЗИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА

Каталин Карико (род. 1955) Венгрия, США
Дрю Вайсман (род. 1959) США
За создание м-РНК вакцины против КОВИД-19.

ЛИТЕРАТУРА

Юн Фоссе (род. 1959) Норвегия
прозаик, поэт, драматург

БОРЬБА ЗА МИР

Наргес Мохаммади (род. 1972) Иран
Правозщитница

ЭКОНОМИКА

Клаудиа Голдин (род. 1946)
За анализ положения женщин на рынке.

По мнению Багоцкого, больным вопросом для нашей страны является дискриминация отечественных исследователей на рынке труда, которая явно носит политический оттенок. Так, в 2022 году Нобелевскую премию по химии не получил отечественный исследователь Валерий Валериевич Фокин (род. 1971), хотя его вклад в достижение, удостоенное Нобелевской премии, был очень велик. Фокин сейчас работает на Западе, но активно помогает отечественной науке. В этом году Нобелевская премия присуждена отечественному исследователю Екимову за работу, выполненную им ещё в советское время. Сейчас он тоже работает на Западе.

Есть ли в нашей стране достойные кандидаты на Нобелевскую премию? Да, есть, считает Багоцкий. Можно сходу назвать работающих в области астрофизики физиков-теоретиков Андрея Дмитриевича Линде (род. 1948) и Алексея Александровича Старобинского (род. 1948), разработавших модель ранней эволюции Вселенной после большого взрыва. Однако в областях науки, связанных с экспериментом, условия для работы в нашей стране сложные.

И все же Багоцкий думает, что у нас есть очень сильный претендент на Нобелевскую премию по литературе. Это медицинская сестра из города Малоярославец Калужской области Елена Егоровна Гай (род. 1971), чьи стихи получили широкую известность после публикации в Интернете 20 августа 2022 года стихотворения «В столовой школьной…». Главная тема стихов Елены Гай – человек перед лицом тяжелых испытаний, и, зачастую, жизни и смерти. Полагаю, однако, что наша страна не должна оглядываться на мнение Нобелевского Комитета, а сама ценить своих выдающихся людей. Проявив завидную долю политического наива, Багоцкий решительно высказался за то, чтобы президент Путин обратился в Нобелевский комитет с протестом против дискриминации русской науки.

В части литературы историк науки знает, о чем говорит. Багоцкий провел литературный конкурс и издал сборник произведений его участников. В сборнике немало вполне обычных для России литературных и стихотворных произведений, которые на фоне творчества Запада воспринимаются шедеврами. Особенно сильный пассионарный подъем произошел в культуре Донбасса. Но и не только, потому что это Россия.

Что касается Запада, там преимущество отдают новому жанру, произведения которого можно читать с любого места в любую сторону. Восприятие будет одинаковое в зависимости от собственного художественного, мягко говоря, вкуса. Текст тут вторичен. Специально для нытиков-мнитиков по поводу русской отсталости сообщаю, это не фельетон на западную культуру с наукой, но диагноз.

В присуждении Нобелевских премий оформилась закономерность передачи приоритета русских открытий англосаксам или, на худой конец, шотландцам. Предупреждая негативную реакцию, до признания допустили русских с условием работы на Западе. На мой взгляд, общий принцип присуждения Нобелевских премий в науке – частности опосредованные до нелепости.

Перед Багоцким я преклоняюсь. Редкое сочетание талантов, стать, быть, слыть и параллельно вопреки логике положений приносить пользу науке. Я горжусь знакомством с редкими животными из Красной книги русской науки. В частности, с дважды не-лауреатом Нобелевской премии Владимиром Гвоздевым, который читал нам лекции, когда я учился на кафедре генетики. После этого Гвоздев участвовал в открытиях мобильных элементов генома и регуляторной роли коротких РНК. Для завершения следует напомнить про шведский фильм «Последнее завещание Нобеля» режиссера Петера Флинта, вышедший на экраны в 2012 году. Фильм снят по роману шведской писательницы Лизы Марклунд, которая выступила соавтором сценария.

Это все открыто, доступна информация в Википедии. Согласно сюжету фильма, на банкете, посвященном присуждению очередной Нобелевской премии, совершено убийство. Израильский ученый, получивший награду за заслуги в медицине, был тяжело ранен, а танцевавшая с ним шведская ученая убита. Журналистка Анника Бенгтсон, присутствовавшая и на церемонии награждения и на банкете, возможно, видела убийцу. И поэтому полиция запретила ей передавать кому-либо любую информацию, касающуюся этого дела. Редактору приходится отстранить Аннику от этой темы, передав написание статьи другому журналисту. Анника начинает собственное расследование. Все уверены, что целью был израильский ученый, и что след ведет к исламским террористам. Но последовавшие вскоре смерти нескольких сотрудников шведского Каролинского института заставляют Бенгтсон обратить внимание на закулисную борьбу в Нобелевском комитете…

Я смотрел фильм в Домжуре и так и не понял, что хотели сказать шведские авторы – что такое их Нобелевский комитет или что США ни при чем? Понятно одно, Нобелевский комитет мало чем отличается от МРК, МВФ, ЕБРР. Далее везде.

Дискуссия в МОИПе была бурной. Среди прочего вспомнили, что Нобель свой капитал заработал в России.

Премирование в любой творческой сфере процесс драматический, сопровождается эмоциями и эманациями не столько лучшего в человеке, сколько худшего. Однако награждение ученых давно стало неотъемлемой частью процесса познания. В дискуссии прозвучало, что мы не знаем, где находится центр принятия решений. Это означает, что сами участники нобелевского процесса некомпетентны и при этом претендуют на роль носителей истины в последней инстанции. Абсолютной, так сказать, истины.

В МОИПе как-то не случилось ни одного нобелевского лауреата. Иногда тут бывали личности, мимо которых Нобелевка пролетела, успев царапнуть по касательной кожу самолюбия. Например, Алексей Оловников с идеей о редукции теломер. Признание заслуг нобелевского лауреата теоретически должно служить популяризации знания. А мы с трудом вспоминаем, за что его наградили.

Вот Джордано Бруно шел на костер со словами «А все-таки она вертится!» Об этом я услышал от учительницы биологии в 144 школе на Песчаной Нины Константиновны Сысоевой более шестидесяти лет назад. Гениальная была женщина. «Самый лучший путь к признанью это ауто-да-фе», – пела Нателла Болтянская, пока у нее был эфир.

Опыт Пятого управления КГБ СССР Филиппа Бобкова по работе с диссидентами доказал, что самый лучший путь к признанью – ярлык диссидента. Так мы обрели носителей авторитета, которым отдавалось право на обобщение в науке – Лев Гумилев, Виген Геодакян, Тимофеев-Ресовский.

На мой взгляд, с Андреем Сахаровым что-то пошло не так. Заграница нам помогла и появилась у енго Елена Боннэр. В итоге оказалось, что автором бомбы был не Сахаров, а Кирилл Щёлкин. То есть от науки политическая история дальше среднестатистической нобелевской премии. Политическими историями стали «Теория Дарвина» и «Мичуринская биология». Оба феномена из истории науки подробно обсудили в МОИПе, тут ничего не скрыто.

А сейчас мы не знаем, кто принимает решения. Обобщить поток научных данных некому, и товарищи ученые заняты в основном изобретением велосипедов, называя их каждый раз другими словами, что случайно на ум пришли. Поди догадайся, откуда шли и зачем. Премии присуждаются по соображениям политическим или в интересах связей с общественностью. Редкие исключения составляют Жорес Алферов, Барбара МакКлинток, Джеймс Уотсон и Френсис Крик. Также государственные премии за мобильные элементы генома и открытие нового доисторического вида денисовского человека.

В целях популяризации адекватных знаний по эволюционной генетике правильно было бы дать премию мне, за описание эффективной модели Макроэволюции по данным эксперимента in vitro на Allium sativum, валидные в кинологии и для экспериментов над человечеством, устроенных Вашингтоном в соавторстве с Пекином. Мне терять нечего. В России, куда ни плюнь, попадешь в гения. А статья с описанием модели Макроэволюции опубликована в газете «Московская правда». Для научного журнала оказалось «слишком сложно».

Лев МОСКОВКИН.

 

Добавить комментарий