Куда в Москве исчезают сугробы?

Снегосплавы Мосводоканала начали прием первых машин со снегом.

К борьбе со стихией готовы

Снегопады, которые обрушились на Московский регион, не стали для коммунальных служб города неожиданностью. С борьбой­ со стихией вступили все коммунальные городские службы. В связи с погодными условиями они были переведены в режим повышенной готовности. Столичные коммунальщики непрерывно мониторят состояние улично-дорожной сети, проводят противогололедную обработку, осуществляют работы по уборке снега, очистке кровель и выступающих элементов зданий. Вот и на этот раз на улицы вышла снегоочистительная техника, особое внимание уделяли очистке тротуаров, подходам к остановкам общественного транспорта, станциям метро, МЦК и железнодорожным платформам.

Однако весь расчищенный снег с дорог и тротуаров надо куда-то убирать. Следуя экологическим программам, снежную массу не просто доставляют на переработку, она проходит путь от снегосплавных пунктов (ССП) до очистных сооружений, откуда возвращается в природу не грязной расплавленной массой, а очищенной от взвесей и примесей водой. Эта бесперебойная на протяжении всей зимы работа возможна, потому что к ней готовятся задолго до первых московских метелей.

Так, перед наступлением зимнего сезона все снегосплавы АО «Мосводоканал» прошли тщательное техническое обслуживание. В полном объеме выполнен ремонт сепараторных дробилок, решеток перекрытия, металлических балок и обрамления снегосплавных камер и песколовок. Специалисты заранее протестировали работу насосного и энергетического оборудования, сигнализации и системы оповещения. Приведены в порядок щиты, защищающие снегосплавные камеры от повреждения снегом и льдом, трубопроводы.

Всего на балансе Мосводоканала состоит 35 снегосплавных пунктов общей проектной производительностью около 140 тыс. кубометров в сутки. Но снег с московских улиц перерабатывают не только они.

В столице 56 снегосплавных пунктов Комплекса городского хозяйства, которые позволяют утилизировать около 650 тыс. кубометров снега в сутки.

«Все сооружения соответствуют современным требованиям безопасности, не наносят вред окружающей среде», – отметил заместитель мэра Москвы Пётр ­Бирюков.

Как работают ССП?

Первые обильные снегопады стали настоящей проверкой готовности к зимнему сезону как всей коммунальной техники, так и снегосплавов. Это один из пунктов путешествия снежной массы, которая свозится на них со всех концов города.

Прошли проверку на «отлично» и снегосплавные пункты АО «Мосводоканал».

Итак, убранный с городских улиц снег доставляется самосвалами на пункты утилизации снега, крупнейшие из которых находятся в ведении АО «Мос­водоканал».

Сюда пришли современные технологии.

На въезде на территорию ССП водители грузовиков прикладывают идентификационную карту к валидатору, и система автоматического сканирования измеряет объемы снега в кузове машины. Лазерные измерительные установки позволяют автоматически определять и учитывать фактический объем поступающего снега.

«Система измеряет объем кузова, идентифицирует машину и автоматически отправляет полученные данные в общегородскую систему учета приема снежной массы», – уточнили в компании.

Такие измерительные комплексы гарантируют высокую точность подсчетов. До введения автоматической системы измерения количества снега сотрудники ССП вносили сопутствующие данные вручную.

«Система измерения объема снега установлена на всех снегосплавах Мосводоканала и других организаций, занимающихся утилизацией снега. Данная общегородская система облегчила труд и выполнение ключевой задачи», – пояснили в пресс-службе Мос­водоканала.

После прохождения обязательной процедуры регистрации грузовая машина может отправляться на разгрузку, которая контролируется оператором диспетчерской с помощью системы видеонаблюдения. А весь процесс от заезда самосвала на снегосплав с измерением объема привезенного снега до его выезда занимает не более 5 минут. Если снега больше, чем в данный момент можно принять, он складируется на площадке снегосплава и утилизируется несколько позже.

Постоянный мониторинг работы снегосплава из операторской комнаты ведет мастер дежурной смены. На экране его компьютера выведено изображение с камер объекта. Специалист видит все важные участки территории: въезд, выезд машин, снежный отвал и приемный бункер. Параллельно мастер успевает покидать операторскую комнату для организации рабочего процесса с улицы.

Весь технологический процесс обработки снежной массы в Москве основан на плавлении снега за счет тепла сточных вод. Убранный коммунальными службами с городских улиц, дворов и парков снег, который прибывает на самосвалах на снегосплавные пункты, ссыпают в установленные на канализационных коллекторах камеры. Температура сточных вод в этих камерах не опускается ниже плюс 10 градусов. А значит, снег легко тает и отводится в систему городской канализации. Но на этом его путь превращения в обычную воду не заканчивается. Из городской канализации талая вода вместе с остальными промышленными и бытовыми стоками поступает на очистные сооружения, где проходит полный цикл механической и биологической очистки.

Шесть фактов о работе снегосплавов

1. Технология ССП появилась не так давно

Строительство площадок для утилизации снега в столице велось в начале 2000-х годов. До их появления снег с улиц и тротуаров складировали на обочинах дорог или сбрасывали в Москву-реку.

2. Снег не растапливают, а сплавляют

На снегосплавных пунктах Мосводоканала сугробы не растапливают, как сливочное масло, а сплавляют. После дробления снег попадает в приемную камеру, где он тает за счет естественной положительной температуры сточной воды без применения источников стороннего тепла, а дальше по системе трубопроводов сплавляется на очистные сооружения канализации.

3. О неожиданных находках

В привезенном на ССП снеге таятся неожиданные сюрпризы. Помимо песка, бытового и природного мусора, гравийных фракций (образуются в результате повреждения дорожного покрытия), попадаются мелкие личные вещи горожан, утерянные предметы зимней одежды. Не часто, но бывают и более крупные находки: бордюрный камень, лежачие полицейские, парковочные ограничители и даже целые клумбы.

Весь этот и другой мусор в процессе сплавления снега регулярно вычищают из удерживающего оборудования, грузят в самосвалы и вывозят с пунктов на дальнейшую утилизацию.

4. Путешествие не заканчивается на ССП!

После попадания в канализационную сеть города путь снега не заканчивается, а только начинается. После таяния он превращается в сточную воду, которая поступает на очистные сооружения Москвы. Там она проходит полный комплекс многоступенчатой очистки: механическую, биологическую, с ультрафиолетовым обеззараживанием и удалением вредных примесей.

5. Модернизация продолжается

Несмотря на относительно молодой возраст ССП, система продолжает совершенствоваться с каждым годом. Например, на снегосплавных пунктах, где сугробы утилизируют через систему канализации, применяют современное газоочистное оборудование для устранения неприятных запахов. А для минимизации шума от спецтехники вокруг площадок с дробилками устанавливают каркасно-модульные ангары и шумопоглощающие панели.

6. В природу поступает очищенная вода

Снег, который приходит на ССП с городских территорий, загрязнен мусором, песком, нефтепродуктами, гравием. Такое загрязнение требует тщательной обработки. Внедренная в Мосводоканале система утилизации позволяет качественно очистить снежную массу и поставить ее в городские водоемы в виде очищенной воды. Благодаря такой обработке полностью исключается экологический ущерб для водных источников.

Нина Донских.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x