Из Москвы в Биробиджан случайно не попадешь. Надо сначала долететь до Хабаровска, а потом ехать по автотрассе 200 километров назад. Или 6 дней мчаться по Транссибу. Дорога из Хабаровска, кстати, отличная. Когда-то этот участок хайвея опробовал сам Путин на «Ладе-Калине».
Но сей факт не делает Биробиджан более доступным для посещения. В целом глухая тайга и горы. Название обозначает междуречье – пространство между реками Бира и Биджан. Немного южнее протекает еще и Амур, а по нему проходит граница с Китаем.
Само появление в этих местах Еврейской автономной области в 30-е годы прошлого века я бы отнес, скорее, к административно-географическому курьезу. Еврейское население сегодня составляет 0,6 процента от общего числа живущих здесь, на максимуме было процента полтора. Долгие годы идут споры о том, надо ли упразднить ЕАО, присоединив ее либо к Хабаровскому краю, либо к Амурской области. С экономической точки зрения это лучшее из решений, но политическая логика пока что оставляет все на своих местах.
Однако жители Биробиджана со своих мест срываются. В городе только и разговоров, что о продажах квартир. Кто уже выставил, где и за сколько, кому уже удалось продать, где и за сколько, кто не успел продать, а уже пора уезжать и т. д. Приезжают же в основном военные, силовики и чиновники. По долгу службы.
Несмотря на мизерный процент титульной нации, идиш используется почти наравне с русским. Вывески и названия улиц я видел на двух языках. Газета «Биробиджанер Штерн» пару полос в номере выпускает на идише.
На Советской улице находится, по сути, единственная приличная гостиница, «Бира», а при ней – единственный толковый ресторан. На мой вкус, разумеется, не хотелось бы никого обидеть.
Через дорогу – великолепный Парк культуры и отдыха, на улице Советской с советских времен. Прогулочные дорожки, аттракционы (можно сказать, весьма древние, аутентичные). Через парк выходишь к набережной Биры, она здесь делает причудливую петлю с затонами и протоками. Очень красиво, впечатляюще.
Шел обратно, увидел в школьном дворе пионерскую линейку. Ну, думаю, совсем тут время остановилось, что ли? Подошел ближе и удивляюсь: пионеры очень уж разные. Есть пионеры юные, а есть и седые, и лысые. Под звуки горна и барабана торжественно выносят знамя, все в красных галстуках. И вдруг осенило: это было 19 мая, День пионерии.
И даже не просто отлегло, а потеплело. Это же хорошо, что чтут традиции, помнят о прошлом, сохраняют исторические мосты. Хотя в таких условиях можно было бы просто разбежаться кто куда – одни в тайгу за шишками, другие на границу, за контрабандой… А вот ведь нет – «Взвейтесь кострами, синие ночи» поют.
Сам город тихий и спокойный. Хоть и является крупным перевалочным пунктом. Здесь сходятся два больших пути – с запада на восток и с севера на юг. В Биробиджане аж три железнодорожные станции, товарооборот очень активный. А население – всего 70 тысяч.
Два с половиной часа пути по автодороге – и ты уже в бурлящем Хабаровске, как будто в столицу с дачи приехал.
Алексей Вишневецкий.
Фото автора