Об этом директор Киноконцерна «Мосфильм», народный артист РФ Карен Шахназаров напомнил в ходе пресс-конференции в ТАСС, посвященной отмечаемому 30 января 100-летию со дня основания этой легендарной киностудии.
По его словам, он до сих пор очень хорошо помнит тот день, когда он пришел на «Мосфильм» устраиваться на должность ассистента по актерам:
«Я помню, как стоял в коридоре у отдела кадров. Меня брали на договор. Я стоял, ждал и вдруг смотрю: по коридору идет Иннокентий Михайлович Смоктуновский. Я тогда не знал, что там рядом была гримерная. У него в тот день было очень хорошее настроение, он шел, улыбался и, увидев меня, подошел, похлопал по лицу и говорит: «О, симпатичный мальчишка!» Я обомлел и запомнил этот день на всю жизнь, ведь тогда Смоктуновский был настоящей звездой и мне очень нравился как актер. Я, кстати, его потом приглашал в свой фильм «Город Зеро», и он там согласился сыграть роль, но потом что-то по срокам не получилось, и роль смотрителя музея сыграл Евстигнеев. Так что, к сожалению, я с ним не поработал, но он был, конечно, выдающийся актер. В этом, кстати, разница между тем «Мосфильмом», который я тогда застал, и нынешним «Мосфильмом»: с точки зрения технологий как производственно-техническое предприятие нынешний «Мосфильм» несравненно выше, чем был тогда. Сейчас он оснащен самым современным оборудованием, может выполнять любые задачи. В какой-то степени он вообще построен заново (новые съемочные павильоны, новый киноконцертный комплекс), так что с этой точки зрения на сегодняшний день это одна из лучших студий в мире и однозначно лучшая в Европе. Но с точки зрения творческой атмосферы тот «Мосфильм», на который я пришел, был, конечно, выше: такого количества художественных идей, которое было в то время, на мой взгляд, сегодня нет не только на «Мосфильме», но и вообще в российском кино. Просто достаточно назвать имена людей, которые работали тогда, когда я пришел: Гайдай, Данелия, Рязанов, Кончаловский, Михалков, Тарковский, Алов, Наумов, Озеров, Бондарчук, Шукшин, Шепитько, Климов, Губенко, Чухрай-старший… Чухрай-младший пришел позже, мы вместе учились… Лотяну, Жалакявичус, Соловьев… Это я еще называю как бы первый ряд, а ведь был и второй ряд, куда входили режиссеры типа Чулюкина Юрия Павловича (фильм «Девчата») или Евгения Корелова (поставившего фильм «Служили два товарища»). Работали еще Райзман, Столпер… Я еще встречал в коридорах Григория Александрова: он уже не работал, но иногда еще приходил. Вот этим списком сказано всё! И конечно, тогда была необыкновенная творческая атмосфера, были очень интересные и дерзкие творческие идеи, хотя, как ни странно, в то время и цензура была, но тем не менее создавались великие картины. Вот, конечно, с этой точки зрения тот «Мосфильм», в котором я имел честь работать, превосходил нынешний».
Но тут, как отметил Карен Шахназаров, дело даже не в «Мосфильме», просто изменилась страна, изменилась идеология, изменилась организация кинопроизводства:
«Я считаю себя советско-российским режиссером, но сформировавшимся в советское время. Конечно, в то время всего не хватало. Мы работали в основном на советском оборудовании, оно было неплохое, но сильно уступало зарубежному, но хотя бы оно было. А потом этот разрыв увеличивался, и, когда я стал директором студии, мы уже лет на двадцать отставали, поэтому главная моя задача заключалась в том, чтобы этот разрыв каким-то образом преодолеть. Кстати, я очень хорошо помню, что послужило одним из толчков: в 1993 году я был на фестивале в Шанхае в жюри. Тогда китайцы пытались сделать его аналогом Каннскому фестивалю, он был очень престижным. И там тоже в жюри был Оливер Стоун, и мы с ним не то чтобы подружились, но, во всяком случае, как-то очень хорошо общались. Он человек обаятельный, интересный… И я очень хорошо запомнил следующий момент: там в конкурсе была российская картина, в плане художественном она была не лучшей, но и не самой худшей, но она была хуже всех с точки зрения качества изображения, звука. И очень хорошо помню, как Оливер Стоун, проходя мимо меня после ее просмотра, с иронией сказал: «Ну и что вот это ваше российское кино?!» Меня это тогда задело, и когда я стал директором, я ставил себе задачу создать студию, где режиссер мог делать качественное кино и воплотить все свои творческие замыслы. Я думаю, что на сегодняшний день нам удалось это сделать».
Но, по словам Карена Шахназарова, сделать это было не просто, учитывая то, что «Мосфильм», являясь унитарным государственным предприятием, в принципе работает как предприятие рыночное и никаких дотаций из бюджета не получает.
Сергей Ишков.
Фото Софьи Сандурской / агентство «Москва»