Народный артист России, режиссер, педагог, художественный руководитель московского драматического театра «Сфера» Александр Коршунов 11 февраля отметил 70-летие. Не застольем, а творческим вечером, который состоялся аккурат в день его рождения. Александр Викторович рассказал о том, что было, и о том, что будет. И конечно, принимал поздравления, к которым мы искренне присоединяемся.
Когда мечты сбываются
– Александр Викторович, 70-летие вы встречаете в трудах и заботах, вынашиваете планы, задумываете новые проекты. Но если ненадолго остановиться и вспомнить, как все начиналось… Кому вы обязаны выбором профессии?
– На меня очень повлияла атмосфера нашего дома, сам дом, в котором жили большой семьей и все напрямую были связаны с театром: дедушка (актер и режиссер Илья Судаков), бабушка (актриса Клавдия Еланская), мои родители Екатерина Еланская и Виктор Коршунов. Конечно, все разговоры были о театре, репетициях, спектаклях. Мама с папой очень активно работали – сначала оба в Малом театре, потом мама ушла в Театр Маяковского, а позже и вовсе занялась режиссурой, в конце концов создав собственный театр «Сфера».
Отец всю жизнь посвятил Малому театру, где работал артистом, а потом генеральным директором, 55 лет преподавал в Щепкинском театральном училище, снимался в кино. Родители были невероятно преданы профессии, но никогда не подталкивали меня идти в артисты, хотя я всегда чувствовал, что этого хотел отец. Он считал, что у меня есть актерские задатки. Возможно, оно так и было. После школы я поступил в Школу-студию МХАТ, где с головой окунулся в актерское ремесло.
Новый театр
– Удивительное дело: ваша мама, Екатерина Еланская, создала свой театр, и вы, вчерашний выпускник театрального училища, тоже участвовали в создании Нового драматического театра…
– Действительно, он был создан на базе нашего выпускного курса в 1975 году усилиями Виктора Карловича Монюкова. Там я отработал 8 лет. Потом начал репетировать в театре «Сфера» «Маленького принца». Это был первый мамин спектакль, а для меня потрясающая школа – духовная и человеческая, театральное открытие большого масштаба. Именно тогда у меня появилось ощущение, что надо что-то в жизни менять, и я ушел из Нового драмтеатра практически в никуда. Правда, к тому времени уже начал сниматься в кино, а в 1984 году был принят в труппу Малого театра, где, к слову, до сих пор играю как приглашенный артист.
«Ключ» открыл дверь в кинематограф
– Вы рано начали сниматься в кино. Все артисты об этом мечтают. Вы тоже мечтали?
– В молодости все хотят попробовать себя в кинематографе. Первая моя картина – «Ключ». Потом случились еще несколько хороших фильмов: «Не могу сказать «прощай», «Дополнительный прибывает на второй путь», «Двойной обгон», «Портрет жены художника»… Потом наступил киноперерыв в 20 лет.
Возвращение в кино
– Трудно в это поверить. Вы так часто появляетесь на экране, что кажется – снимаетесь регулярно…
– Тем не менее это так. Мое возвращение в кино произошло с картиной с символическим названием «Возвращение Мухтара» (смеется). А потом пошли картины одна за другой – «Черный волк», «Ялта-45», «Собор», «Московский дворик», «Чкалов», «Брестская крепость», «Две зимы и три лета»… Перечислять можно долго.
Снимался «по зову сердца»
– Расскажите о последних своих работах.
– Летом закончились съемки военной драмы «По зову сердца», посвященной московскому народному ополчению 1941 года. Продюсером и режиссером-постановщиком выступил народный артист России Игорь Угольников, с которым мы уже работали в картине «Брестская крепость».
Ждем выхода еще одного фильма – 10-серийной криминальной драмы «Высшая мера» режиссера Вячеслава Рогожкина. Это уже брежневская эпоха, и в фильме фигурируют уникальные архивные съемки середины 1970-х годов. Еще один важный для меня фильм – «Ах, зачем эта ночь…» Бориса Бланка, снятого по мотивам пьесы Горького «Зыковы». Премьера состоялась в Доме кино. В этой картине задействованы артисты театра «Сфера», что для меня особенно важно.
Что касается театра, здесь недавно состоялась премьера спектакля «Прозрачное солнце осени». Ничего подобного я раньше не ставил. Спектакль состоит из семи рассказов, семи самостоятельных историй, написанных замечательными советскими классиками Юрием Казаковым, Юрием Трифоновым и Юрием Домбровским. Их знают не все, но мне очень хотелось, чтобы о них узнали. Они этого заслуживают.
Беседу вела Наталья Анохина.