Как сообщил в ходе пресс-конференции в ТАСС президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, по прогнозам аналитиков урожай зерновых в РФ в 2024 году будет находиться в диапазоне 135 – 145 млн тонн.
Для сравнения: урожай 2023 года составил 142 млн тонн (и это без учета новых территорий), из них 92,8 млн тонн – пшеница. Это был второй по размеру урожай в историческом разрезе. 135 – 145 млн тонн, которые ожидаются в 2024 году. Это, по словам Аркадия Злочевского, «в принципе, очень хороший урожай»: «Особенно с учетом того, что мы имеем еще рекордные переходящие запасы, на 1 января 2024 года Росстат опубликовал данные по запасам в заготовительных и перерабатывающих организациях, и они составили 39 млн тонн. Это на 1,4 млн тонны больше, чем было на 1 января 2023 года. Это свидетельствует о том, что мы недовывезли на внешние рынки значительные объемы. Это говорит о том, что мы имеем очень серьезный профицит и нам надо наращивать экспорт. Нам недостаточно экспортировать в заявленных объемах (в начале сезона заявлялось о 65 млн тонн), и на эту цифру были рассчитаны квоты на экспорт, которые установлены на период с 15 февраля до 30 июня (24 млн тонн общий вывоз по этим квотам). Этого недостаточно, сейчас в правительстве рассматривается вопрос об увеличении квоты на 4 млн тонн. Потому что вывозить по-хорошему надо 70 млн тонн, не меньше, чтобы не было давления увеличивающихся запасов, чтобы они сократились до нормальных величин».
Экспорт, как пояснил Аркадий Злочевский, можно наращивать за счет поиска новых направлений: «В этом сезоне мы активно расширяем географию экспорта. В прошлом сезоне она у нас сокращалась по отношению к предыдущему периоду. В этом она, наоборот, расширяется. Например, мы наращиваем поставки в Латинскую Америку: Бразилия, Мексика активно покупают наше зерно, пшеницу, хотя раньше они это делали очень умеренно, если делали вообще. У нас очень активно от сезона к сезону меняется картина потребителей. Неизменно главными потребителями остаются Египет и Турция, а остальные «гуляют»: то Иран «выстрелит» и покупает очень много, выходит на третье место; то, как в нынешнем сезоне, Бангладеш, который занял очень серьезное место в топ-5 наших покупателей; в какие-то сезоны Саудовская Аравия серьезно «выстреливала» (сейчас она покупает чуть поменьше, но все равно продолжает покупать). Мы выходим на рынки, которые нам раньше не принадлежали. Так, если раньше нам традиционно принадлежали рынки Северной Африки и Ближнего Востока, то теперь мы поставляем зерно и в Западную Африку. Мы начинаем поставки и в Юго-Восточную Азию».
Интересным и перспективным направлением экспорта мог бы стать Китай, но над этим, по словам президента Российского зернового союза, нашему правительству еще надо поработать: «Для этого Китай должен пойти нам навстречу, открыть возможности. Недавно Китай вроде как бы разрешил поставки из России, но поставки чего? Кукурузы и риса, а это же не основные наши культуры. У нас по кукурузе и рису и возможностей не так много, а пшеница из России в КНР не поставляется. А это наш главный ресурс, который мы могли бы предоставить одному из крупнейших покупателей в мире. У Китая в этом году серьезный провал, и он наращивает закупки пшеницы, но не у нас. Надо договариваться с правительством КНР, так как без решения партии и правительства наши поставки так и останутся под крайне жестким фитосанитарным контролем. По отношению к нашим поставкам почему-то эти фитосанитарные требования гораздо жестче, чем к казахстанскому или украинскому зерну. Ведь и Казахстан, и Украина в Китай пшеницу поставляют, а по фитосанитарным качествам их продукция ничем не лучше нашей».
Как пояснил Аркадий Злочевский, чтобы в этом году собрать 135 – 145 млн тонн зерновых, нам нужны благоприятные погодные условия: «На такой результат позволяют надеяться отсеянные озимые и вероятность того, что яровой сев пройдет в нормальные сроки и при хорошей погоде. Все это будет возможно при имеющихся ресурсах, но ресурсы эти у нас «подтаивают» из-за довольно плохой экономики (рост издержек, высокие ставки привлечения заемных средств, низкие закупочные цены. – С. И.). Это формирует риски. Они возникают в первую очередь из-за погодных условий. Поскольку сев производится не технологично, мы впадаем в зависимость от погодных условий».
Как отметил Аркадий Злочевский, «мировые цены на зерновые снижаются, и это очень неприятный фактор для нашего будущего», так как доходы будут падать, а расходы расти. И это, к сожалению, не только неутешительные, но еще туманные перспективы, а уже реальность сегодняшнего дня: по данным Росстата, у нас в стоимостном выражении в текущих ценах объем производства с 2019 года вырос на 56%, при этом издержки за это же время выросли на 62%. А это показатель того, что производители зерна находятся в минусе, несмотря на рекордные урожаи.
Сергей Ишков.
Фото wirestock / Freepik