Прогнозы на урожай понижаются, а экспортные поставки бьют рекорды

По прогнозам президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, которые он озвучил в ходе пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», из-за весенних заморозков урожай зерновых в этом году будет меньше 130 млн тонн валового сбора.

Фото wirestock / Freepik

По его словам, «весенние возвратные заморозки – явление не уникальное, но таких поздних возвратных заморозков, как в эту весну, у нас не было больше 100 лет»:

«Мы зашли с этими заморозками в середину мая (при этом синоптики говорят о том, что в некоторых регионах возвратные заморозки ожидаются и под конец мая). Можно констатировать, что потери уже достаточно значительные, и в общей сложности пострадало свыше 1,5 млн гектар. Из них, как заявляет Минсельхоз, 900 тыс. гектар будет пересеваться, но я думаю, что какие-то цифры еще не подоспели, и площадь общего пересева уйдет за 1 млн гектар, а площадь пострадавших посевов в регионах будет около 2 млн гектар. Но далеко не все площади из пострадавших надо пересевать, так как это должно быть основано на экономическом расчете. Нужно решать, надо пересевать или нет. Надо учесть следующее обстоятельство: заморозки случились поздно и на пересев практически не осталось времени. То есть для оптимальных сроков для пересева время ушло. А что означают неоптимальные сроки для пересева? Даже если пересев состоится, это означает, что будет поздняя уборка, которая будет значительно сильнее зависеть от погодных условий, и часть урожая может уйти под снег. А по весне, когда мы добираем с тех полей, которые ушли под снег, это потери и количества, и качества».

Как сообщил президент Российского зернового союза, на текущий момент все аналитики прогнозы понизили:

«Даже если будут пересеяны яровыми культурами все площади, урожайность по ним будет всё равно существенно ниже, чем по озимым. Главные пострадавшие площади – это озимая пшеница, которая обычно дает хорошую урожайность. В целом получается следующая картина: надо ставить по всему урожаю из-за тех погодных явлений, которые уже состоялись де-факто, более низкую урожайность, и все аналитики уже понизили прогноз средней урожайности с 30,2 центнера с гектара, которые были в прошлом году, до 27 центнеров с гектара. Я думаю, что придется понижать и дальше… Мои расчеты дают среднюю урожайность 25,8 центнера с гектара, а это означает, что урожай нас ждет меньше 130 млн тонн валового сбора. Это достаточно серьезное понижение, потому что ранее прогнозы составляли от 142 до 149 млн тонн. Сейчас аналитики их понизили, кто до 135, кто до 132 млн тонн. Минсельхоз сохраняет свой прогноз – 132 млн тонн. Но я думаю, что эти показатели будет трудно выполнить. И это еще на самом деле не финал, не конец истории, потому что пока в этих прогнозах учтены только уже состоявшиеся неблагоприятные погодные условия, а у нас довольно серьезно развивается засуха на юге. Влагозапаса недостаточно, и, более того, под пересевом тоже более сухая почва. И это большой риск того, что зерно с этих пересеянных площадей будет щуплым».

Ко всем эти негативным факторам, как отметил Аркадий Злочевский, еще добавляется сложная ситуация со снабжением ресурсами:

«Минсельхоз утверждает, что для пересева есть все ресурсы. Я охотно верю в то, что они есть. Вопрос заключается в том, в чьих они руках? Эти ресурсы находятся у тех, кто поставляет эти ресурсы, и не у крестьян. У крестьян ничего нет, никто из них никаких запасов на пересев не формировал. А что это означает? Это означает, что надо эти ресурсы получить бесплатно, и такие факты есть (ряд компаний – поставщиков семян заявили соответствующие программы), но это касается только и исключительно семян. А кто даст топливо бесплатно? Конечно, никто не даст».

Зная обо всем этом, крестьянин, по словам президента Российского зернового союза, вряд ли все эти площади будет пересевать, чтобы не генерировать дополнительные убытки:

«На текущий момент внутренние цены уже довольно серьезно подросли. Причем основным драйвером внутреннего роста цен стал мировой рынок, который стал расти еще до того, как у нас случились заморозки. Там (в Европе, Канаде, Америке, Австралии) тоже прошел целый ряд погодных рисков, и это подняло мировые цены уже на определенную «планочку». С начала мая цены на мировом рынке динамично подрастают. Ну, это вызвало и наш рост цен. Плюс мы добавили дополнительный импульс нашими заморозками, и сейчас темпы роста цен на внутреннем рынке даже опередили мировые темпы».

Между тем, как сообщают СМИ со ссылкой на прогноз Международного совета по зерну, Россия в 2024 году впервые может занять почти 26% мирового рынка пшеницы. Как пояснил Аркадий Злочевский, комментируя эти данные, «от общих объемов мировых продаж пшеницы в 216 млн тонн мы занимаем на текущий момент 24%, и по итогам сезона эти 25 – 26% будут достигнуты», хотя в последнее время, по его словам, поставки сильно снизились и уже отстают от поставок прошлого года.

Сергей Ишков.

Фото wirestock / Freepik

Добавить комментарий