В середине XX века энтомолог Иосиф Халифман, автор замечательной книги «Шмели и термиты», гадал: в чем причина такой путаницы? Корней Чуковский предположил: может быть, Некрасов перепутал шмелей и оводов? Еще одно предположение: в Костромской области оводов называли шершнями, может быть, в оригинале были шершни, а наборщик не разобрал почерк и набрал «шмели»? Халифману удалось обратиться к собственноручно написанному поэтом тексту: нет, все-таки шмели…
Шмели весной появляются очень рано, раньше пчел. Шмель укутан мохнатой теплой «шубкой», поэтому температура плюс 5 градусов для него уже вполне комфортна. А вот пчелы более теплолюбивы: только при плюс 12 градусах они начинают просыпаться. Мало того, шмели могут летать с цветка на цветок и в дождь, и даже ночью! Они продолжают усердно трудиться и в те ненастные дни, когда пчелы отсиживаются в улье. Например, при температуре 12 градусов по Цельсию ни одна уважающая себя пчела из улья не вылетит. А шмели — пожалуйста! Ну, а в солнечный ясный денек шмели опылят в 5 раз больше цветов, чем пчела.
Однако шмелиное гнездо много меньше пчелиного и лучше укрыто — как правило, под землей. И если у пчел зиму переживает весь улей (и по весне все разом просыпаются и вылетают), то у шмелей зимуют только самки. Ранней весной, как только температура поднимется чуть выше нуля, они вылезают со своих зимовок и начинают активно искать место для гнезда. Пока они найдут подходящее местечко, пока отложат достаточно яиц и выведут потомство… В пчелином улье летом живет до 80 тысяч пчел, в шмелином гнезде — несколько сотен. И хотя шмели нередко устраивают целые поселения — эдакие шмелиные «городки», в целом они не так заметны, как пчелы.
Да и мед у них хуже — ну, с нашей, человеческой точки зрения. Он намного жиже, светлее, и у него меньше удельный вес. Поэтому шмелей разводят не ради их меда, а ради опыления.
У шмелей очень длинный хоботок — 8 – 10 мм. Поэтому они являются главным опылителем для клевера. Присмотритесь: шарик клевера весь состоит из длинных трубочек, на самом дне которых спрятана капелька нектара и чуточку пыльцы. Достать эту капельку могут шмели, ну и иногда пчелы. А размножается клевер только перекрестным опылением. И на эту тему тоже есть чудесная сказка у Заходера. Поссорился щенок с кошкой и пожелал, чтобы все кошки исчезли. Исчезли кошки — появились мыши. Мыши разорили шмелиные гнезда. Улетели шмели — пропала кашка, белые и фиолетовые цветочки. Исчезла кашка — заболел без нее ягненок, друг щенка. Не с кем стало щенку играть…
И в этой сказке тоже есть ошибка. На самом деле мыши для шмелей очень важны: те нередко поселяются в брошенных мышиных норах. Самка шмеля в принципе способна самостоятельно вырыть себе норку в земле, а еще лучше — в куче перегнившей соломы, но лучше всего, конечно, — покинутое мышиное жилище. По весне их находится немало.
В отличие от пчелиной матки, которая живет в среднем 5 – 7 лет, шмелиная самка — основательница гнезда — никогда не доживает до конца лета. Даже до середины. Уже в первые месяцы лета она постареет и ослабеет настолько, что ее гнездо захватит «продолжательница» – молодая самка того же вида. Иногда за лето в шмелином гнезде сменится несколько десятков таких «продолжательниц». И шмели-рабочие, которые трудолюбиво наполняют это гнездо медом, могут быть выводком различных самок. Порой бывает так, что самки активно меняются в гнезде уже в первые недели после вылета. Первая основательница нашла гнездо, заложила постройки, отложила первое яичко. А другой искать и строить лениво, она выгнала первую и захватила ее гнездо. Первая пожужжала-пожжужжала, полетела искать и выгонять третью… По весне шмелихи созревают и вылетают в разное время, отсюда и чехарда. Ну, а дальше… Активная жизнь шмелихи-основательницы — два-три месяца, дальше она становится старой и слабой, и гнездо захватывает молодуха.
Порой гнездо захватывает самка другого вида – «разбойница». Эта уничтожает весь расплод и оставляет только постройки и запасы меда. А затем заселяет гнездо своим выводком.
А еще в роду шмелей есть подрод под названием Psithyrus. Вот это действительно грабитель, лентяй, тунеядец и паразит. Кстати, общее латинское название для всех шмелей — Bombus, то есть «жужжание, гудение». А вот пситирус по-гречески — «шепчущий». У этих шмелей полет совершенно бесшумный. Долгое время их считали отдельным родом и только недавно включили в род шмелей — правда, в роли подрода. У них есть существенные отличия от настоящих шмелей: нет корзинок для сбора пыльцы, хоботок короткий, отсутствует каста рабочих.
Пситирусы скрытно летают за шмелями-фуражирами, выслеживают их гнезда, а затем проникают туда. «Кукушка» зажаливает шмелиху-хозяйку, затем уничтожает яйца и личинок, но оставляет куколок. Во-первых, они выделяют тепло, необходимое для яиц «кукушки», а во-вторых, из них рано или поздно выведутся взрослые шмели. И они, эти шмели, будут кормить личинок «кукушки».
Впрочем, нередко шмели дружно нападают на «кукушку» и зажаливают ее до смерти.
Интереснейшая тактика есть у шмелей бомбус фервидус. Они не нападают на «кукушку», не изгоняют ее. Наоборот: встречают хлебом-солью, то есть нектаром. Каждый шмель стремится смазать тело «кукушки» капелькой сладкого нектара. В итоге захватчица тонет, захлебывается в этих обильных подношениях.
Осенью молодые шмелихи покидают гнезда. Они очень жирные — у них в тринадцать раз больше жира, чем у рабочих шмелей, а в зобике около 200 мг позднего меда. С такими запасами шмелиха ищет место для зимовки — обязательно влажное. И спит там всю зиму, расходуя сначала мед из зобика, потом жировое тело, потом крахмал. Вес за зиму уменьшается больше чем в девять раз!
Все остальные обитатели шмелиного гнезда зиму не переживут.
Яна Маевская, по материалам «Мой Дом Москва».
Фото: экоцентр «Яуза»