По России – с любовью. Рыбинск. 100 лет тому назад

В восьмидесяти километрах от Ярославля, на берегу Волги и Рыбинского водохранилища расположился небольшой уютный город Рыбинск. Когда-то он был крупным торговым центром. Сюда привозили зерно со всего российского юга, здесь сортировали и отправляли по нужным адресам.

Мировые цены на зерно до революции определялись на торгах Рыбинской зерновой биржи. Ее мощное, богатое здание до сих пор является однозначной архитектурной доминантой города. Теперь это музей.

Центр Рыбинска сохранился таким, каким он был больше ста лет назад, в начале 20-го века. Понятно, что большинство зданий отреставрировано и реконструировано, но внешний вид – почти прежний.

Памятник Остапу Бендеру

Особую изюминку добавляют вывески. Когда-то в голову одному местному коммерсанту пришла в голову идея сделать у себя вывеску в дореволюционном стиле. Сделал. И показалось ему, что было бы здорово, если б все вывески в центре города приняли примерно такой вид, чтоб образовался единый стиль. Благо архитектура позволяла.

Лет десять этот человек обивал пороги различных кабинетов и в конце концов добился своего. Теперь стилизованные вывески прописаны в городском законе, и все владельцы торговых, общепитовских, сервисных и других помещений на определенных улицах обязаны вешать именно такие вывески, – с ятями и ерами. Даже сетевые магазины, у которых вроде бы тоже прописан единый корпоративный стиль, и те подчиняются местному закону.

Здание бывшей зерновой биржи

Если путешествие приведет на несколько дней в Ярославль, весьма любопытно съездить на полдня в Рыбинск, – погрузиться в атмосферу русского купеческого города, пройтись по аккуратным улочкам, полакомиться различными пирожными и выпечкой.

Памятник Ленину

Время, конечно, тоже взяло свое. На центральной Красной площади стоит памятник Ленину, совсем сюда не вписывающийся. Раньше на этом постаменте был царь-освободитель Александр II. Его сменил организатор и вдохновитель всеобщего хаоса. Ильич здесь предстал в необычном виде. Он в теплом пальто, в шапке. А руку не тянет привычно вперед, указывая путь к коммунизму, а скромно сунул ее за лацкан пальто.

Вдоль Волги тянется аккуратная набережная со смотровыми площадками, скамейками и памятниками. Один из них – великому комбинатору Остапу Бендеру. Именно в Рыбинске Леонид Гайдай в 1971 году снимал свои «12 стульев». «Может, тебе еще и ключ квартиры, где деньги лежат?» – как бы спрашивает турецкоподданный у подбежавшего местного мальчишки с протянутой рукой.

В тридцати километрах от Рыбинска находился ныне затопленный водами водохранилища тоже купеческий город Молога. Его трагическая судьба известна многим. Любопытно, что по первоначальному плану он должен был остаться на суше. Но мощности Рыбинской ГЭС решили увеличить в полтора раза, а для этого поднять воду еще на 4 метра. Вот эти 4 метра и решили судьбу Мологи. Говорят, что к моменту затопления не всех жителей вывезли оттуда, а их было больше шести тысяч. Некоторые (единицы, наверное) не захотели покидать свои дома и остались. Иногда их тени выходят на берег.

Красная площадь

А по берегам разбросаны десятки домов отдыха и пансионатов. Цены зашкаливают, место популярное. Здесь и чистейший лесной воздух, и рыбная ловля, и всяческие полуспортивные развлечения. Это современность. И когда в ресортах вовсю идет вечерняя жизнь, Рыбинск тихонько засыпает в начале 20-го века.

Алексей Вишневецкий.

Фото автора

Добавить комментарий