Чтобы не было вреда государству

1 августа 1822 года Александр I издал высочайший рескрипт «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». Император повелел все тайные общества «закрыть и учреждения их впредь не дозволять».

Александр Первый

Рескрипт был на имя управляющего Министерством внутренних дел графа Виктора Павловича Кочубея.

«Граф Виктор Павлович! – писал Александр I. – Беспорядки и соблазны, возникшие в других государствах от существования разных тайных обществ, из коих иные под наименованием лож масонских, первоначально цель благотворения имевших, другие, занимаясь сокровенно предметами политическими, впоследствии обратились ко вреду спокойствия государств и принудили в некоторых сии тайные общества запретить.

Рисунок с набором символики, используемой в Шведском уставе. Надпись на рисунке: От тьмы к свету

Обращая всегда бдительное внимание, дабы твердая преграда была полагаема всему, что ко вреду государства последовать может, и в особенности в такое время, когда к несчастию от умствований, ныне существующих, проистекают столь печальные в других краях последствия, я признал за благо в отношении упомянутых обществ предписать следующее: все тайные общества, под какими бы наименованиями они не существовали, как-то: масонских лож или другими, закрыть и учреждения их впредь не дозволять.

Объявив о том всем членам сих обществ, обязать их подписками, что они впредь ни под каким видом ни масонских, ни других тайных обществ, под каким бы благовидным названием они ни были предлагаемы, ни внутри империи, ни вне ее составлять не будут <…>

Поставить в обязанность и всем министерствам, и другим начальствам, в обеих столицах находящимся, потребовать от чиновников, в ведомстве их служащих, чтобы они откровенно объявили, не принадлежат ли они к каким-либо масонским ложам или другим тайным обществам в Империи или вне оной, и к каким именно?

От принадлежащих к оным взять особую подписку, что они впредь принадлежать уже к ним не будут; если же кто такового обязательства дать не пожелает, тот не должен оставаться в службе <…>»

Главное, чего добивался император, – это полностью исключить влияние тайных организаций на вооруженные силы и государственный аппарат.

Свое название масонство получило от французского слова macon – «каменщик» (или franc-macon – «вольный каменщик»). Еще в Средние века каменщики объединялись в товарищества, которые собирались в залах (ложах) для обсуждения секретов своего мастерства. Постепенно цехи каменщиков превратились в закрытые общества. Эта традиционная форма общения и была воспринята масонством. Его внешние знаки-атрибуты – мастерок каменщика, циркуль с треугольником, круг, шестиконечная звезда Давида и изображение Библии. Сначала масоны подразделялись на три степени – ученик, подмастерье и мастер. Впоследствии появилась высшая степень – магистр ложи.

Историк Владимир Федоров в книге «Русская православная церковь и государство» сообщал:

«Масонство возникло на христианской основе с протестантской трактовкой. Ватикан встретил появление масонства в Европе враждебно, усматривая в нем силу, якобы способную подорвать влияние папы на паству. В 1738 году была издана папская булла, осуждавшая масонство как «вредную секту».

Масонская ложа была прежде всего местом, где могли встречаться и общаться без предвзятости, в атмосфере взаимного доверия сторонники всех оттенков политических взглядов – либеральных и консервативных. Именно в ложе они впервые знакомились, некоторые становились друзьями. В царящем в ложе духе доверия люди разных взглядов могли искренне и без подвохов обмениваться мнениями, не обходя и спорных вопросов. В целом же масонство не носило политического характера. Общей чертой его были религиозно-нравственные искания его членов, а главные его принципы – духовно-нравственное совершенствование человеческой природы. Масоны уделяли большое внимание вопросам этики, проповедовали идеи всемирного братства и взаимопомощи, верность Богу и государю, выступали против религиозной и национальной нетерпимости».

Отправной датой возникновения масонства принято считать 1717 год, когда в Великобритании была создана первая Великая ложа Англии. В течение последующих десятилетий масонство распространилось почти по всему христианскому (точнее – европейскому) миру.

Зарождение масонства в России относится примерно к 1730 году.

«До 1770 года существовало всего 17 лож, в каждой в среднем находилось около 20 членов, – писал Владимир Александрович Федоров. – К концу XVIII века численность масонов в России увеличилась до 1000 человек. В основном они принадлежали к высшему дворянству. Масонами тогда были поэт А. П. Сумароков, писатель и издатель Н. И. Новиков, граф К. Н. Разумовский, воспитатель наследника престола Павла Петровича Н. И. Панин. <…>

Масоны-мистики проповедовали приоритет «внутренней церкви» перед «внешней» – внутреннего мистического состояния перед церковной обрядностью. Однако признавали, что официальная церковь является государственным институтом, и пока существует государство, гражданин государства должен быть и верным членом внешней церкви, полагали, что их внутренняя мистика не исключает церковность. В уставах масонов обычно говорилось, что масон должен в точности повиноваться законам, не участвовать ни в каких предприятиях, тайных и явных, которые вредили бы государству и царю, не осуждать государя ни словесно, ни письменно. По их мнению, религиозная политика должна вести к объединению всех вероисповеданий в единую церковь.

Российские масоны видели в Александре I «своего» человека, воспевали его в стихах и песнопениях, ставили его портреты в помещениях масонских лож на видных местах…»

Масонские ложи носили аллегорические названия: Феникс, Пламенеющая звезда, Умирающий сфинкс, Три добродетели и т. п.

Считается, что масонами были в разные годы полководцы Александр Суворов и Михаил Кутузов, историки Николай Карамзин и Василий Ключевский, литераторы Александр Пушкин и Александр Грибоедов, декабристы Павел Пестель, Сергей Трубецкой и Никита Муравьев. А также изобретатель Павел Яблочков и эсер Борис Савинков.
«Дань масонству отдали и многие будущие декабристы, – читаем в книге историка Владимира Федорова. – До 120 их (в том числе и все видные руководители тайных декабристских обществ) состояли по нескольку лет в масонских ложах. Их привлекали в масонстве идеи нравственного самоусовершенствования, своеобразная форма интеллектуального общения, сам ореол таинственности. Масонские ложи послужили объединению будущих декабристов. Не случайно во внутреннем обиходе первой декабристской организации – Союзе спасения – сказалось влияние масонского ритуала (принесение клятв принимаемых в обществе на кресте и кинжале, подразделение членов обществ на степени – «боляр», «братий» и «мужей»)».

Профессор Владимир Сергеевич Белых в работе «Русское масонство в период царствования Александра I» пишет:

«В числе масонов фигурирует и имя Александра Сергеевича Пушкина. 4 мая 1821 года он был принят в ложу «Овидий», о чем свидетельствует его запись в кишиневском дневнике. Ложа была названа в честь Публия Овидия, древнеримского поэта, который был сослан на берег Черного моря. Главой ложи был лицейский друг поэта И. И. Пущин, «мой первый друг, мой друг бесценный». <…> Ложа «Овидий» просуществовала недолго после ее открытия в октябре 1821 года. Уже в декабре последовал запрет на ее деятельность. <…>

Нельзя ставить знак равенства между масонскими ложами и тайными обществами декабристов, столь различными по духу и стремлениям. Истинное масонство не стремилось к политическим действиям; его интересовали, главным образом, духовные искания (поиск истины и света). В свою очередь, члены тайных обществ были радикально настроены на осуществление политической борьбы путем реформ государственного строя России».
Масонские ложи в России неоднократно подвергались гонениям. Их трижды пытались запретить — при Екатерине II, Павле I и, наконец, при Александре I. Причем последний в 1803 году снял запрет на деятельность масонских лож. Однако формального разрешения на открытие новых лож дано не было, а с 1810 года за масонами был установлен негласный полицейский надзор.

В начале XIX века в России насчитывалось около 200 масонских лож, в которых состояло свыше 5 тысяч человек.

«Социальная принадлежность членов масонских лож была различной, – уточняет Владимир Федоров. – Были ложи как с преобладанием лиц «третьего сословия» (купцы, промышленники, ремесленники, разночинная интеллигенция), так и исключительно из дворян-аристократов. В масонских ложах несколько лет пребывали великий князь Константин Павлович, М. М. Сперанский и более 60 других известных царских сановников и генералов, в том числе председатель Государственного совета Д. Н. Блудов, министр полиции В. В. Балашов и будущий шеф жандармов А. Х. Бенкендорф. Половина министров и все члены Негласного комитета при Александре I были масонами».

Историк Василий Ключевский, говоря о тайных обществах, отмечал следующее:

«При Александре тайные общества составлялись так же легко, как теперь акционерные компании, и даже революционного в них было не больше, как в последних. Члены тайного общества собирались на секретные заседания, но сами были всем известны, и, прежде всего, полиции. Само правительство предполагало возможным не только для гражданина, но и для чиновника принадлежать к тайному обществу, и не видело в этом ничего преступного».

Но такое положение существовало до тех пор, пока император Александр I не запретил действие в России всех масонских лож.

В 1821 году по доносам была выявлена декабристская организация «Союз благоденствия». Масонские ложи вновь попали под подозрение. Решив, что деятельность масонов все же наносит вред государству и православию, Александр I решил вновь пресечь деятельность тайных структур в империи. Как уже говорилось выше, 1 августа 1822 года последовал рескрипт Александра I о запрете всех тайных обществ и масонских лож.

От всех военных и гражданских чиновников были взяты подписки в том, что они не состоят и не будут состоять впредь в таковых «сообществах». Однако некоторые масонские ложи, вопреки запрету, продолжали существовать и позже (в Нижнем Новгороде, Киеве, Саратове, Житомире и других городах).

После поражения декабрьского восстания на Сенатской площади взошедший на престол император Николай I своим указом от 21 апреля 1826 года повторил рескрипт 1822 года о закрытии тайных обществ и масонских лож. Вновь от военных и гражданских чиновников были взяты подписки о непринадлежности их к масонским и тайным обществам.

В 1845 году было велено изъять и сжечь все масонские мистические книги.

Однако в начале XX столетия масонские ложи опять начали появляться в России.

Сергей Ишков.

Фото с сайтов ru.wikipedia.org и histrf.ru

Добавить комментарий