Прежде чем стать заместителем директора – главным инженером ПЭУКС, Александр Комов проделал долгий путь по карьерной лестнице. Зато теперь он блестяще знает свое дело.
– Александр Дмитриевич, тринадцать лет назад вы стали победителем конкурса молодых специалистов Мосводоканала. Кем тогда работали, какие задания требовалось выполнять в рамках конкурса?
– Я был инженером энергомеханического отдела, стаж работы составлял в тот момент около пяти лет. Вообще, на момент устройства на работу в АО «Мосводоканал» моя основная специальность по диплому касалась автоматизации и электрификации, а также ремонта радиоэлектронной аппаратуры. Далее, уже поступив на работу в Мосводоканал, я прошел в РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева обучение по специальности «водоснабжение и водоотведение». На конкурсе были вопросы, связанные с эксплуатацией насосных станций, спецификой работы энергетического и насосного оборудования.
– В адрес Производственно-эксплуатационного управления канализационной сети часто идут заявки от абонентов и потребителей. По какому поводу обращаются чаще всего?
– Однообразия здесь нет, все заявки разные. Чаще всего – на ремонт колодцев, на устранение засоров, то есть ненормального гидравлического режима как на наших сетях, так и на абонентских.
– Какие пропорции при этом между частными и юридическими лицами?
– Округленно можно сказать, что 10 процентов обращений поступает от частных, а 90 – от юридических.
– В свое время в СМИ много рассказывалось о том, как в случае с Филёвским каналом акционерному обществу пришлось возводить дублер, а не ограничиваться ремонтом старой трассы. В чем специфика подобных ситуаций?
– Там ремонтировать сразу было невозможно. Речь шла об основном подводящем канализационном канале к Филёвской насосной станции диаметром 3500 мм. Проектная производительность насосной станции составляет 800 тысяч кубометров сточных вод в сутки. Данный канал являлся на тот момент единственным и не имел возможности отключения или переключения сточной жидкости. И при отсутствии резервной нитки в случае возникновения аварии пришлось бы треть Москвы оставлять без водоснабжения, то есть отключать подачу воды, чтобы исключить поступление сточной жидкости. А при разрушении канала она могла бы выливаться на поверхность или в реку. Чтобы этого избежать, и был построен новый участок длиной три километра, что открыло возможность для ремонта старого канала. Теперь они существуют параллельно. Мы вообще в тех местах, где невозможно остановить перекачку, стараемся прокладывать дублирующие сети для возможности переключения. Но тут еще учитывается специфика района. Если планируется новая застройка, объем стоков будет увеличиваться – это является еще одной причиной строить дублер.
– Как взаимодействует Производственно-эксплуатационное управление канализационной сети с другими подразделениями Мосводоканала?
– Это постоянная работа. Например, был создан логистический центр на специализированной автобазе, и непосредственно во взаимодействии с ним мы ежедневно координируем заказ техники. То есть определяем, какая техника пойдет на техническое обслуживание и ремонт наших сетей.
– Чему ваше управление в последнее время уделяет в работе особое внимание?
– Ежегодно сотни километров самотечных и напорных трубопроводов изнашиваются. Поэтому на первый план выходит реконструкция и модернизация сети. Наиболее экономичное решение – применение бестраншейных методов ремонта и восстановления. При этом используются современные способы: протяжка полиэтиленовых труб в существующий трубопровод, его санация стеклопластиковым рукавом и другие.