В 1930 году крейсер «Аврора» отправился в свой последний дальний поход. Им стало третье в истории крейсера плавание вокруг Скандинавского полуострова, благополучно завершившееся в августе 1930 года.
За свою службу корабль прошел более 100 тысяч миль, являлся участником трех войн, пережил неоднократные переоборудования и ремонты.
Судно было заложено 23 мая 1897 года на верфи «Новое адмиралтейство» в Санкт-Петербурге. По существующей со времен Петра I традиции право давать наименование крупным кораблям принадлежало царю, поэтому Николаю II был доложен список для выбора наименования строящемуся крейсеру в 6630 тонн водоизмещения. Прославившийся впоследствии корабль мог быть назван «Наядой», «Психеей», «Нептуном», «Гелионой», «Юноной», «Боярином», «Полканом», предлагались и другие имена. И неизвестно тогда, как бы сложилась его судьба: ведь как корабль назовете, так он и поплывет. Николаю II понравилось название «Аврора», он подчеркнул это наименование в списке и, видимо, чтобы было более понятно, написал на полях карандашом: «Аврора». В римской мифологии Аврора — богиня утренней зари.
11 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, наблюдавших за церемонией из Императорского павильона, состоялся торжественный спуск «Авроры» на воду. Водоизмещение корабля на момент спуска составило 6731 тонну.
28 июля 1902 года «Аврора» вышла в свое первое плавание, направляясь в Кронштадт. А уже через год крейсер после проведенных испытаний, покинув Большой Кронштадтский рейд, пополнил русские военно-морские силы на Дальнем Востоке.
В Цусимском сражении «Аврора» попала под шквальный огонь 16 японских кораблей, получила 18 попаданий снарядов среднего и малого калибра, причинивших крейсеру серьезные повреждения. В течение боя на «Авроре» осколками шесть раз был сбит флаг, но его неизменно поднимали на место. Экипаж потерял 15 человек убитыми и 82 ранеными. Погиб командир крейсера, капитан 1-го ранга Евгений Егорьев, смертельно раненный в голову осколком вражеского снаряда. От гибели «Аврору» спасли русские корабли-броненосцы, отогнавшие неприятеля.
В 1911 году с «Авророй» и ее экипажем во время заграничного плавания произошла поистине уникальная история. Правительство Италии пригласило в страну крейсер «Аврора». В обращении муниципалитета Мессины к населению (это обращение представлено в экспозиции корабельного музея) говорилось: «Граждане! Завтра к нам прибывает русский крейсер «Аврора» для принятия медали, которую жители Мессины передают морякам Балтийского флота за самоотверженность и доблесть, проявленные во время землетрясения 28 декабря 1908 года».
Встречать «Аврору» вышел весь город.
«Набережная была запружена народом, украшена флагами, – рассказывается о событии в книге Юрия Чернова «Судьба высокая «Авроры». – Командиру корабля делегация мессинцев вручила золотую медаль и панно: на фоне синего моря – русские корабли, идущие к берегам Сицилии на помощь пострадавшим итальянцам. Торжественная встреча состоялась 1 марта, а в ночь на 2-е на мессинской набережной вспыхнул пожар. Яростное пламя быстро разгоралось, все шире охватывая здание кинотеатра. На «Авроре» прозвучала тревога. Более ста пятидесяти моряков бросились в пылающий кинотеатр, чтобы спасти его…»
Наши моряки прибыли значительно быстрее итальянских огнеборцев. А через восемь дней после этого, находясь в испанской Малаге, матросам крейсера снова пришлось тушить пожар на берегу.
В 1911 году крейсер «Аврора» выполнял ответственную дипломатическую миссию, представляя отечественный ВМФ на коронации короля Сиама, в столице государства Бангкоке.
Судьба хранила «Аврору». Так произошло и в Первую мировую войну. 11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка U-26 обнаружила два русских крейсера – «Аврору» и «Палладу», новый крейсер, построенный после Русско-японской войны. Командир субмарины капитан-лейтенант фон Беркхейм оценил ситуацию и выпустил торпеду по новой «Палладе», которая затонула вместе со всем экипажем. «Авроре» удалось укрыться в шхерах. Так судно во второй раз избежало гибели.
В 1917 году имперское командование Балтийского флота подготовило приказ о затоплении крейсера в фарватере Финского залива, на подступах к Кронштадту, чтобы не допустить к Петрограду немецкие эскадры. Этому воспрепятствовала революционно настроенная команда корабля, а через несколько месяцев произошел Октябрьский переворот.
8 июня 1922 года крейсер со снятой артиллерией и без боезапаса был передан на хранение Кронштадтскому военному порту под охрану крепостного караула.
Осмотревшая «Аврору» в сентябре 1922 года комиссия вынесла заключение, что после несложных работ крейсер возможно было бы ввести в строй в качестве учебного корабля. В 1923 году «Аврора» вошла в состав отряда учебных кораблей Балтийского флота, став первым боеспособным крейсером советского Балтфлота.
Свою первую кампанию крейсер провел в плаваниях по Балтийскому морю. Осенью 1923 года «Аврора» участвовала в маневрах флота.
Зима 1923 – 1924 годов прошла в подготовке к будущему заграничному плаванию. Особому Практическому отряду в составе «Авроры» и учебного судна «Комсомолец» предстоял дальний поход по маршруту Кронштадт – Архангельск и обратно с заходом в заграничные порты. 10 июля корабли отправились в плавание. На борту были курсанты и преподаватели военно-морских училищ.
«Нас провожали очень торжественно, – вспоминал контр-адмирал Александр Дианов. – В Лужской губе «Аврора» и «Комсомолец» медленно прошли вдоль линии кораблей Балтфлота. От корабля к кораблю, то угасая, то нарастая, перекатывалось «ура». Команды, выстроенные на верхних палубах, приветствовали и напутствовали нас. На флагмане «Марате» взметнулся сигнал: «Желаем счастливого плавания и благополучного возвращения». <…> Конечно, моряк на то и моряк, чтобы плавать, а все-таки не оставляла мысль: с начала первой мировой войны русские военные корабли не выходили за пределы Финского залива и Балтийского моря. В иностранных портах ни разу не видели советских военморов. Нам предстояло быть первыми. Не только головой понимал я — каждой клеточкой чувствовал, какая ответственность на мне лежит. И любой военмор понимал: идем в зарубежные страны, впервые советский флаг несем в чужие воды. По мне, по тебе обо всей стране судить будут!
И конечно, символично было, что Страну Советов представлять за рубежом поручили «Авроре» — крейсеру, возвестившему начало новой эры. С нами шло учебное судно «Комсомолец». На борту его — курсанты, будущее нашего флота. Им предстояло, как тогда говорили, «оморячиться» — получить закалку, отработать навыки в трудном, почти шеститысячемильном походе вокруг Скандинавии».
У норвежского Бергена у экипажа произошла встреча с Александрой Коллонтай. Вот как описывается это в книге Юрия Чернова «Судьба высокая «Авроры» (рассказ приводится от имени контр-адмирала Александра Ивановича Дианова):
«Мы увидели, что по фиорду, весело расплескивая воду, к нам спешит маленький пароходик, расцвеченный флажками, и среди людей, жмущихся к борту, стоит женщина с большим букетом красных роз.
— Коллонтай! — кто-то выдохнул у меня за спиной. — Коллонтай!
Тогда это слово было для меня новым и непонятным, потом уж я узнал, что женщина с розами — Александра Михайловна Коллонтай, полпред нашей страны в Норвегии, известная революционерка, соратница Ленина.
Маленький пароходик вплотную подошел к борту «Авроры».
— Здравствуйте, товарищи! — услышали мы женский голос.
Александра Михайловна, кажется, сказала еще что-то, но я уже ничего не слышал — грянуло «ура». С пароходика протяжное «у-р-а-а-а» перекатилось на крейсер, а минуту спустя его подхватили на берегу. <…> По парадному трапу Александра Михайловна Коллонтай поднялась на борт, прошла на кормовой мостик и обратилась с речью к авроровцам.
Конечно, воспроизвести эту речь мне трудно, пожалуй, невозможно. Я лишь помню, что говорила Александра Михайловна зажигающе-горячо, глаза ее излучали свет.
«Орлы Революции! — подавшись вперед, обратилась к нам Коллонтай. – Впервые в истории человечества флаг Страны Советов развевается в сердце капиталистического мира».
Снова гремело «ура», гремел «Интернационал», и слышали его тихие воды фиорда, старинная крепость Бергенгус, и норвежские скалы, и сами норвежцы, толпившиеся на набережной, и шведы, датчане, немцы, специально приехавшие в Берген, чтобы посмотреть на большевиков <…>
«Аврору» буквально окружили ялики, лодки, парусники, яхты. Нам бросали цветы. Не все долетали, вода стала красной от плавающих гвоздик. Я, кажется, никогда ни раньше, ни после не видел столько цветов!»
Поход прошел благополучно и имел большое политическое значение, так как собрал в иностранной прессе положительные отклики о поведении советских моряков и организации службы в ВМФ СССР.
С 15 мая по 15 сентября 1925 года «Аврора» совершила плавание вокруг Скандинавии.
«В первом заграничном походе мы вволю надышались морем, как говорили тогда, «сплавались», – рассказывал контр-адмирал Александр Дианов. – Когда год спустя, летом 1925 года, «Аврора» и «Комсомолец» снова отправились в плавание вокруг Скандинавии, мы уже чувствовали себя бывалыми моряками. Даже сильный шторм не вызывал прежних острых ощущений. Морская экзотика – ее было немало в этих походах – тоже не вызывала былого удивления. Привыкли и к фиордам, которые острым лезвием разрезали скалистые берега, и к двадцатиметровым гигантам кашалотам, выбрасывавшим фонтаны воды, и к магнитной аномалии близ острова Борнхольм, когда картушки на компасах начинали вертеться во все стороны, и даже к тому, что в Ледовитом океане солнце садилось в полночь и, едва коснувшись горизонта, начинало подыматься, щедро разбрызгивая свои лучи…»
2 ноября 1927 года к годовщине Октябрьской революции «Аврору» наградили орденом Красного Знамени. 7 ноября на крейсере в торжественной обстановке был поднят Краснознамённый военно-морской флаг, а на щите носового орудия прикрепили бронзовую мемориальную табличку.
За последующие три года «Аврора» совершила несколько заграничных плаваний, посетив в 1928 году Копенгаген, а в 1929-м Свинемюнде. Эта акция, будучи тогда первым для военных кораблей СССР посещением германского порта, придававшим ей политическое значение, прошла успешно.
Последним дальним походом «Авроры» стало третье в истории крейсера плавание вокруг Скандинавского полуострова, завершившееся в августе 1930 года. После этого крейсер за пределы Балтийского моря не выходил: из-за износа котлов треть их была выведена из эксплуатации.
К осени 1933 года стало очевидно, что крейсеру необходим капитальный ремонт. Начатые в конце года работы должны были длиться до 1937 года, но из-за постройки большого количества новых кораблей они были прекращены весной 1935-го. «Аврору» переклассифицировали в несамоходную учебную базу.
В последующие годы на время кампании «Аврору» на буксире выводили на Восточный Кронштадтский рейд. Здесь на ней проходили практику курсанты первых курсов военно-морских училищ. Зимой базу возвращали к набережной Лейтенанта Шмидта или в Ораниенбаум, где передавали подводникам. К 1941 году «Аврору» планировали исключить из списков флота, но осуществлению этого помешала война.
С началом Великой Отечественной войны с «Авроры» списали курсантов, а сам корабль, находившийся в Ораниенбауме, включили в систему противовоздушной обороны Кронштадта. Для боевых операций крейсер был уже не пригоден, но он еще мог послужить родине пушками и людьми. В июле 1941 года с «Авроры» сняли 9 из 10 орудий главного калибра (130 мм) и установили на подступах к Ленинграду. Эти девять орудий протянулись цепочкой на участке в 7 – 8 км от Вороньей Горы до Киевского шоссе, образовав знаменитую отдельную артиллерийскую батарею «А» специального назначения Краснознамённого Балтийского флота. Литера «А» означала «Аврора».
В сентябре 1941 года в течение недели батарея вела бой против немецких танков и моторизованных колонн. На пушки с «Авроры» немцы направили десятки самолетов, тяжелую дальнобойную артиллерию, но батарея жила, отстреливалась и продолжала поражать врага. Взять батарею в лоб у врага так и не получилось, ее обошли с флангов и окружили. Прекратилось снабжение снарядами, оборвалась связь.
Когда у орудия №1 кончились снаряды, орудийный расчет взорвал его. Немцы, ворвавшиеся на позицию, нашли там только шестерых тяжело раненных моряков.
Моряки орудия №2 взорвали орудие вместе с собой и фашистами, ворвавшимися на позицию.
13 сентября вечером авроровцы взорвали последнее орудие, и только 14 сентября, на девятые сутки боев, фашисты заняли всю территорию, где располагалась батарея «А», но там не осталось ни одного орудия и ни одного живого моряка. Большинство из них пало смертью храбрых, а 26 уцелевших воинов поодиночке ушли на Пулковские высоты и пополнили боевые расчеты Балтийской батареи.
В конце сентября крейсер получил несколько попаданий, в результате которых сел на грунт с креном 3 градуса на правый борт. В конце ноября жизнь на корабле стала невозможной, и экипаж перевели на берег.
Обстрелы «Авроры» прекратились лишь со снятием блокады Ленинграда.
Великая Отечественная война еще не закончилась, но вскоре после того, как враг был отброшен от Ленинграда, встал вопрос о крейсере «Аврора». Свои предложения высказывали многие офицеры флота. Обобщил их и выступил весной 1944 года с конкретным предложением, доказав его целесообразность, заместитель Народного комиссара ВМФ СССР адмирал флота И. С. Исаков. Именно по его инициативе в августе 1944 года исполком Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся принял постановление о сохранении крейсера навечно и установке его у Петроградской набережной по реке Большая Невка, против здания Ленинградского нахимовского военно-морского училища.
Однако новая жизнь в качестве музея началась для «Авроры» со съемок в кино. Осенью 1945 года в Советском Союзе начали снимать фильм о другом легендарном крейсере — «Варяге». Роль «Варяга» досталась «Авроре», на которой для этого установили дополнительное оборудование, в том числе четвертую, фальшивую трубу.
Созданный на крейсере музей в 1956 году расширили и сделали филиалом Центрального военно-морского музея. В 1960 году постановлением Совета Министров СССР «Аврора» была включена в число памятников, охраняемых государством.
22 февраля 1968 года указом Президиума Верховного Совета СССР Краснознамённый крейсер «Аврора» был награжден орденом Октябрьской Революции, став единственным в стране дважды орденоносным кораблем.
Крейсер «Аврора» по праву называется кораблем номер один Военно-морского флота России.
Он — участник важнейших событий в истории страны XX века.
Сегодня крейсер «Аврора» – филиал Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого.
Сергей Ишков.
Источник фото – https://ru.wikipedia.org