Спектакль «Я – Майя» (16+) создан по оригинальной пьесе Марка Розовского. Его предлагает зрителям театра «У Никитских ворот» Игорь Скрипко, для которого постановка стала режиссерским дебютом.
Поклонники театра хорошо знают этого артиста: выпускник бородинского курса в ГИТИСе Игорь Скрипко пришел к Марку Розовскому более десяти лет назад, и за минувшие годы удачно сыграл полтора десятка ролей, в том числе Вронского в «Анне Карениной», Гринёва в «Капитанской дочке», Моцарта в «Амадее».
Пьеса Розовского «Я – Майя» имеет подзаголовок «Страсти по балету». Она рассказывает не столько о самом искусстве танца, сколько о закулисной стороне русского балетного искусства. Теневая сторона эта пропитана не только потом балерин, часами работающих у станка и привыкших к постоянному самоограничению во всем. Пропитана она еще и интригами, подковерными играми, сплетнями и подчас битым стеклом, которое обнаруживают у себя в пуантах танцовщицы. Бесконтрольная стихия зависти, тщеславия, клеветы и лицемерия способна уничтожить любое искусство и утянуть творческого человека на сомнительную дорожку, ведущую к преступлению.
Игорь Скрипко размышляет об этом. А еще размышляет о том, что в мире балетного искусства судьбу, как сказала однажды великая Майя Плисецкая, делает характер. Не его величество случай, и даже не талант, а именно характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу. Без характера, оказывается, даже талант может оказаться вещью совершенно бесполезной.
Именно так чуть было не случилось в жизни героини спектакля Риты, подающей большие надежды юной танцовщицы (актриса Ксения Некрасова). Ее взлёт чуть было не был перечеркнут завистью одной из товарок по балетному классу, стремящейся занять место примы. Благодаря зависти «коллеги» героиня в миг стала инвалидом. В балете же ротация кадров происходит стремительно, оглянуться не успеешь, а на смену тебе идут другие – более молодые, более сильные, более здоровые.
Но создатели спектакля утверждают, что талантливая и сильная личность способна противостоять посредственности, опираясь на собственную честность и профессионализм. Утверждение это не беспочвенно: об этом в своей книге, ставшей отправной точкой постановки, размышляет сама Плисецкая. Спектакль насыщен цитатами легендарной танцовщицы и видеокадрами танцевальной хроники.
Для юной Риты, выброшенной из привычного ритма жизни травмой, книга Плисецкой становится спасательным кругом. Поверив Майе Плисецкой, Рита в итоге начинает верить и в себя. Верить настолько, что преодолевает тяжкий недуг и выходит на сцену в новой балетной партии «Княжны Таракановой».
В спектакле Игоря Скрипко замечательно сыграли Ирина Шкабара (Варя), Екатерина Васильева (Света), Никита Сюсюкин (Павлик), Наталья Корецкая (Эльза Антоновна), Александр Чернявский (Поклонник), Роман Богдановский (Женя), Роберт Захарян (Костя) и другие.
Есть в этой дебютной постановке несколько совершенно бесподобных танцевальных номеров (балетмейстер – Анастасия Радькова). Хореографическую подготовку драматических артистов труппы Марка Розовского хочется отметить особо: она великолепна и производит большое впечатление на зрителя.
Елена Булова.
Фото автора