Неподалеку от Мурома есть еще несколько интересных городов. Один из таких – Выкса. Его трудно отыскать в туристических справочниках, но он, безусловно, заслуживает того, чтобы заехать сюда и посмотреть, как сегодня может жить промышленный моногород.
60 километров от Выксы, ехать меньше часа. Перебираемся на другой берег Оки по старому вантовому мосту. Новый, брат-близнец в прямой видимости, находится на скоростной трассе М-12. А здесь – неспешная регионалка. Эта дорога приведет в Арзамас, но сворачиваем на Выксу.
И сразу – глухой лес. Идеальные асфальтовое покрытие и разметка. Километров через 15 среди деревьев начинают появляться плакаты. Они призывают работать на металлургическом комбинате и обещают конкретные блага. 25 тысяч рублей – новым сотрудникам, подъемные. 100 тысяч рублей – за рацпредложение. На одном из билбордов – рабочий в каске и его цитата: «Я обедаю на работе, а платит за меня завод».
Еще не добравшись до городской черты, видим колоссальные цеха, открывающиеся взгляду после чащи. Это новый комбинат, построенный несколько лет назад. А старый, как мне показалось, и вовсе занимает чуть ли не половину города.
На территории завода находится Шуховская водонапорная башня. Очень похожа на нашу, московскую, но поменьше и с другим предназначением. Территория комбината огорожена и надежно охраняется, но в Выксе организован и промышленный туризм. В здании здешнего музея есть отдельный вход для тех, кого интересует трубопрокат. Приведут прямо в цеха, а заодно и башню покажут. Только немного заранее этим вопросом озаботиться надо. Весь музейный комплекс похож на маленький Санкт-Петербург, это усадьба братьев Баташевых – о них чуть ниже. И здесь же – огромная, но стилизованная под усадьбу гостиница «Баташев». Ни в одном райцентре ничего подобного не видел.
Для тех, у кого нет времени бродить по громадному металлургическому комбинату, на площади рядом с городской администрацией имеется уменьшенная копия творения инженера Шухова с художественным осмыслением. Называется – «Про. Ёлка». Здесь же автобусные остановки оформлены загадочными красными деталями различной формы. Вблизи не понять, что они означают. Но если отойти подальше и найти нужный ракурс, то легко читается ART OVRAG.
Казалось бы, в таком промышленном центре должно быть скучно и грустно, но Выкса славится своими нетривиальными решениями. На каждом шагу попадаются разные арт-объекты. Их творит мощное дизайн-бюро, регулярно получающее премии на всевозможных выставках. В летнее время каждые выходные проводятся фестивали – литературные, музыкальные, театральные. И главный, как правило, в последнюю субботу августа, – «Город железной розы», когда вся Выкса превращается в сплошную фестивальную площадку.
Местные жители любят еще один арт-объект, прозванный в народе лыжей за свою форму. Но это не лыжа, а длиннющая скамья на берегу пруда. Сидя здесь, надо созерцать и думать, остановить мгновенье и медитировать.
Да, конечно же, в Выксе целый каскад прудов. Они были вырыты, когда русские промышленники братья Баташевы создавали здесь металлургическое производство в середине XVIII века. Тогда императрица Елизавета, видимо пообщавшись с какой-нибудь тогдашней Гретой Тунберг, запретила такие заводы в радиусе 200 верст от Москвы. Хотела спасти леса, но и предположить не могла, что в наше время девелоперы все пространство вокруг столицы застроят никому особо не нужным жильем по неимоверным ценам.
Баташевы были недовольны, но сказали, что служат они не императрице, а России, и стали искать новое место. Сошлись на Выксе. Ока рядом, воды много, древесины сколько хочешь, да еще и руда тогда присутствовала. И вот результат – 250 лет успеха. Бывали, конечно, разные времена, в XIX веке баташевские заводы, управляемые тогда англичанами, чуть не обанкротились, но были спасены. И позже история повторялась. Потому что здесь так принято – служить своей стране.
Алексей Вишневецкий.
Фото автора