На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова – первая премьера нынешнего театрального сезона, спектакль «Утиная охота» по пьесе А. В. Вампилова.
Для Аскара Галимова, выпускника режиссерского факультета ГИТИСа, «Утиная охота» стала четвертой по счету работой в профессиональном театре и первой на подмостках Театра Вахтангова. Приглашение, поступившее от вахтанговцев, оказалось для режиссера полной «неожиданностью», об этом он «даже не мечтал».
– Пьеса эта, – рассказывает Аскар Галимов, – стала для меня отправной точкой размышлений об отношениях между моими родителями и о моих непростых взаимоотношениях с отцом. Я размышлял и о характере главного героя, Зилова. Здесь важно понять философию жизни этого персонажа. Для меня он – человек, который пытается снова почувствовать жизнь, убедить себя, что еще не все потеряно.
Спектакль Галимова начинается со сцены, в которой вокруг неподвижно лежащего тела Зилова (Максим Севриновский) собираются друзья и знакомые, чтобы оплакать ушедшего товарища.
Пространство сцены, оформленное художником Екатериной Горшковой, более всего напоминает вокзал с большими стеклянными окнами. Деталь символичная – вся жизнь Зилова, в подробности которой зрителям предстоит окунуться в ближайшие три часа, и есть этот самый вокзал. Вокзал, на котором человек находится в ожидании, что вот-вот с ним случится что-то важное, начнется большое путешествие, в жизнь ворвется ветер перемен. А пока надо ждать: часы тянутся мучительно, и никакие события не могут быть засчитаны за значимые. Так… один туман над водой: сезон любимой утиной охоты ведь еще не начался.
Перед телом Зилова толпятся коллеги. Начальник Зилова, супруга, любовница, стенающая по погибшему «алику из аликов», которые по очереди произносят приличествующие случаю слова. А у зрителя постепенно складывается ощущение, что все эти люди были просто прохожими в жизни Зилова…
Вампиловская пьеса в постановке Аскара Галимова начинается практически с финала, отступающий во тьму Зилов скользит тенью по сцене и пытается восстановить хронику последних дней, вспомнить, что с ним случилось. А случилось его полное духовное банкротство.
Вот он, окрыленный, получает выбитую начальником Кушаком (замечательный Евгений Косырев) двухкомнатную квартиру, где они с женой Галиной (Полина Чернышова) должны были бы зажить счастливо. Вот на новоселье к чете заявляется давняя зиловская любовница Вера (Анастасия Жданова), которую герой цинично пытается пристроить к положившему на нее глаз начальнику. Вот Зилов встречает и «запудривает» мозги наивной провинциалке Ирине (Анна Чумак/Альбина Абрамова). Вот он подталкивает коллегу (Виталий Иванов) вместо требуемой статьи сдать старый проект реконструкции фарфорового завода, но авантюра вскрывается и грозит самыми неприятными последствиями. Вот жена, догадавшись о том, что Зилов ей изменяет, избавляется от желанного ребенка. А Зилов кидается восстанавливать разрушенный карточный домик семейных отношений, но шаткое сооружение, цементируемое ложью, рассыпается на глазах.
Аскар Галимов замечательно приправляет прямолинейные ходы вампиловского сюжета мистически-мифическими штрихами: вспоминающий события жизни Зилов словно плывет на лодке по реке Стикс, а его приятель-официант со шваброй в руках, стоящий за спиной, напоминает Харона. В некотором смысле так оно и есть – жизнь Зилова и жизнью-то не назовешь: скорее герой спит, грезит наяву. Все это происходит под непрекращающийся дождь. Он будет лить 40 дней и 40 ночей. И похоже, что единственной тварью, которая в потопе останется без пары и любви, как раз и будет Зилов, тяготящийся всего и всех.
Вампиловскую пьесу, изданную в 1970 году, то есть в советское время, традиционно воспринимали как пьесу о «лишних людях». Интеллигент Зилов считался и судьей, и жертвой, а «зиловщина» — социальной болезнью, неизлечимым недугом общества, где правящая партия провозгласила себя «умом, честью и совестью эпохи».
Но на новом витке переосмысления истории «Утиную охоту» тоже вполне можно назвать пьесой о «лишних людях», только наполнение этого понятия будет совсем иным.
Вот живет человек, у которого есть регулярный доход на государственной службе, но он почему-то от души халтурит. Вот ему от предприятия дают бесплатную квартиру, на которую не надо горбатиться годами. У него есть симпатичная жена, друзья, молодая любовница. Есть золотая мечта – утиная охота! Ему бы жить да радоваться, ан нет – герою все обрыдло.
Зилов – воплощение того типа людей, которые в отсутствие реальных жизненных проблем пытаются регулярно организовывать их себе на пустом месте. Герой мечется от женщины к женщине, горделиво высмеивает каждого встречного по причине собственной неудовлетворенности. Нет, он вовсе не «лишний человек», ведь «лишние» люди чувствуют себя одиноко и потерянно в окружающем мире. Зилов себя потерянным не ощущает. Напротив, он постоянно находится в эпицентре всеобщего внимания, он – король провокации и цинизма.
Все вроде бы так, да не совсем… Обстоятельства жизни Зилова – это передний край пьесы, явленный. А есть еще неявный, и именно он как раз и интересен. Зилов – человек, который обозначает главную болезнь общества, он мечется в поисках Бога. Вся жизнь героя – демонстрация невозможности жизни без Бога, тоска по Нему. Без этого главного духовного ориентира, без этой центральной точки опоры жизнь Зилова и становится вокзалом, бесконечной маетой, несбывшейся мечтой о чем-то важном, базовом, но вечно ускользающем. Как та самая «утиная охота», которая то ли состоится, то ли нет.
В спектакле Вахтанговского театра заняты прекрасные артисты Максим Севриновский, Полина Чернышова, Евгений Косырев, Андрей Зарецкий, Наталья Масич, Виталий Иванов, Анастасия Жданова, Анна Чумак, Марфа Пашкова, Дарья Щербакова, Клим Кудашкин, Данила Гнидо.
Елена Булова.
Фото автора