Новый фильм «Маме снова 17» (режиссер Анна Курбатова, сценарист Александр Пронин) – добрый по форме и бунтарский по смыслу.
Глобальная проблема всеобщей зарегулированности расползалась по миру полтора века из очага в Северной Америке. Описано у Джона Стейнбека. Уже тогда было ясно – кроме новых и новых проблем ничего не даст.
Вторая глобальная проблема – чисто генетическая и давно известная. Состоит она в опасном расхождении жизненных циклов человека. Половая зрелость наступает все раньше, и биология требует свое. Она как бы вытесняет социальную зрелость на задний план, отодвигая на потом. Зачем соображать, если все хочется и технически получается, потому что физиологически уже можно. А правила и законы… да пошли они к Воланду.
Юность проходит кувырком. Учителя, так и не набравшись ни опыта, ни знаний, прячут свою растерянность перед учениками под покровом неприступной серьезности и жесткой требовательности, используя в своих интересах все веяния времени.
Детей они не любят, ведь животных можно любить и в зоопарке. В школу идут с настроем: «И снова в бой».
Фильм напомнил о первом появлении в Совете Федерации министра образования Ольги Васильевой, когда она после вопроса повелительно произнесла «Садитесь!», как в классе.
Почему голая Маргарита не замерзла, летая на швабре? Откуда Воланд знал детали судьбы Иешуа, он же там не был. Может, он превратился в ласточку? Гнездо ласточки под крышей приносит счастье.
Тридцатишестилетняя директор школы, учитель литературы Ольга Васильевна Глаголина (Светлана Ходченкова) на открытом уроке применяет нестандартный педагогический прием – признается классу, что она не читала роман «Мастер и Маргарита», предлагая ученикам самим ответить.
Ольга Васильевна отвергает установку «И снова в бой», она идет на работу как на праздник. Это притом, что собственный сын матери-одиночки не подарок, а в классе есть и похуже источник нервотрепки.
Наступил момент, когда Ольга Васильевна натурально катапультировалась из системы условностей, которую сама же и строила в роли строгого директора. На открытом уроке решается ее судьба и одновременно судьба школы. Надо ли сдавать телефоны на входе и можно ли ходить не в форме, без дресс-кода?
Никто не понимает, что случилось с директором и почему ей все стало по барабану.
Она не помнит собственного сына Ивана (Олег Савостюк) и удивляется, что незнакомый юноша зовет ее мамой. Впадает в истерику, потому что сын ей жизнь испортил после того, как его отец ее бросил. И в то же время приятно изумлена, никто так никогда о ней не заботился и не дарил ей цветы, как собственный сын.
Фильм «Маме снова 17» отталкивается от приема фантастического переноса во времени. Героиня теряет девятнадцать лет своей жизни и переносится обратно в семнадцатилетнюю девчонку. Опаздывает в школу на совещание. Не может вести машину. Катается на скутере. В школе всем все прощает. Соглашается на провокационную вечеринку у себя дома, как будто она младшая заводила среди своих учеников.
Воспользовавшись ситуацией, педагогический коллектив под предводительством завуча с символичной фамилией Загнобина (Елена Муравьёва) принимается плести интриги. В ход идут шантаж, угрозы и посулы, кнуты и пряники. Буквально все, что есть сегодня в мире. Подключается Пётр Мерцалов (Глеб Шевнин), олицетворение зла в классе, источник пакостных интриг и провокаций из совместных ролей кота Бегемота и Коровьева-Фагота.
Фантастический прием переноса во времени происходит благодаря ритуалу задувания свечи в доме ведьмы (Эра Зиганшина).
Ведьма-предсказательница слегка отвлекается на телефонный звонок, советует про фьючерсы на нефть весной, чтобы осенью сбросить под волатильность. Ей все это надоело, и она с видимым облегчением возвращается к более важным женским делам семнадцатилетней Ольги (Екатерина Чаннова).
Бывший соученик директора Ольги Васильевны Ласточкин (Константин Крюков), школьный психолог, в дополнительном заработке не нуждается. Он пришел в школу за материалом для диссертации. Метаморфозы Глаголиной ему близки и понятны. Можно проявить свои таланты в естественной роли, о которой обычные школьные психологи под давлением обстоятельств забывают.
Избавившись от диктата мамы-директора, Иван взрослеет и становится ответственным.
Психолог Ласточкин с Иваном разрабатывают и реализуют план спасения Ольги Васильевны.
Ей хочется обратно к маме (Екатерина Зорина), которая давно умерла, и она ищет старуху-ведьму, которая украла у нее девятнадцать лет жизни. И находит у Валентина (Анатолий Кот). Но там нет ничего. Валентин в прошлой жизни комплексовал из-за маленького роста и пришел к ведьме. Стал ну очень большим человеком. Сам ничего не делает с 1993 года.
Что касается того, кто кому испортил жизнь, вопрос спорный. Сама семнадцатилетняя девчонка в 2005 году вела себя кое-как и как хотелось. Тоже веяние времени.
Ходченкова прекрасно справилась с обеими ролями одного персонажа.
На большой экран первокурсницу «Щуки» Ходченкову вывел Станислав Говорухин через роль хозяйки гостиницы в фильме «Благословите женщину» по повести И. Грековой. На момент выхода фильма на экран ей было двадцать. С тех пор за последующие два десятка лет Ходченкова стала заметно младше. Нам это близко и понятно. Все судьбы, и актрисы и наши, сплелись в один клубок сюжета фильма «Маме снова 17» с параллелями из «Мастера и Маргариты». С той разницей, что во время работы Булгакова над романом век назад инверсии половых ролей еще не было, ее только запускали. Россия и тут была самой передовой.
Фильм «Маме снова 17» несколько затянут. Причем не по времени, тут нет навороченной динамики для наркоманов Голливуда, нуждающихся в наращивании ударных воздействий для удовлетворения зависимости. И немного похож на театр одного актера со статистами. Объяснить, впрочем, нетрудно – все окружение Ольги Васильевны ошарашено ее метаморфозами.
Фильм с ни к чему не обязывающим названием «Маме снова 17», по сути, видится протестом против навязанной системы бессмысленных ценностей. Они гипертрофируют возможности цивилизационных достижений для тех, кто сам по себе без нормативно-правовых протезов ничего не может. Они превращают мир в эшелонированный концлагерь с неформальной градацией социальных рейтингов, где каждый сверчок знай свой шесток.
Совершенно неестественно и абсолютно нормально – у протеста женское лицо. Произошла инверсия половых ролей в обществе. Назревает метаморфоза человечества обратно к истокам. Роль ударной силы природа отвела женщинам. Мужчины оставили себе роль конформистов. Они пытаются сохранить хоть что-то, усматривая в каждом событии позитивную сторону. Авторы фильма присоединили к спецгруппе заговорщиков по спасению мамы Ольги Васильевны сына Ивана, психолога Ласточкина и начальника департамента образования (Дмитрий Гульнев).
Загнобина неприятно удивлена тем, что начальник встал на сторону Глаголиной, и ему понравился ее педагогический прием. Загнобина требует цитату из «Мастера и Маргариты». Глаголина произносит единственное, что помнит из подсказок психолога: «Правду говорить легко и приятно».
Начальник недоволен: вы будете экзамен устраивать?
Козни интриганов рассыпаются. Весь класс становится на сторону обновленной до возраста одиннадцатиклассников директрисы.
Вишенкой на торте становится роль предмета влюбленности Ивана, Тропининой (Анастасия Обжигина). Она добивает план Мерцалова отобрать у Ивана всё, что ему нравится – и новый скутер, и её самоё.
Женщинам надлежит разрушить депрессивные условности, строить новое будут мужчины. Потому что женский протест направлен не против мужчин, но во спасение человеческого в человеке.
Так бывает очень редко, да метко получается. Фильм «Маме снова 17» представляет уникальную версию человеческих отношений, испепеляющую весь поток разрушительной пропаганды.
Понятно, что это и есть пропаганда роли России в формате Третьего Рима.
Прогрессивную эволюцию обеспечивают уникальные события. На пике острого времени уникальности начинают повторяться. Мы видим это по экстремальным погодным явлениям. В этом году лето в Москве продолжалось четыре месяца и никак не хотело заканчиваться.
У России в запасе много таких уникальных событий, как фильм «Маме снова 17». Страна с высокой эффективностью самоорганизации – евразийская особенность. Что-то обязательно сработает: рыбы опять вылезут на сушу, гады породят зверей и птиц, обезьяна без проволочек превратится в человека.
Стоит только задуть ритуальную свечу.
А чтоб вам жизнь медом не казалась и не забывали, кто в доме хозяин, билеты в кино подорожали.
В конце фильма звучит песня женской поп-группы «Пропаганда», отражающая его смысл:
Я рисую на асфальте белым мелом слово «Хватит».
Хватит лжи и хватит боли, отпусти себя на волю.
Я рисую белым мелом все, что так давно хотела.
Линий взлет – кардиограмма, сердце мира терпит раны.
Наталья Вакурова, Лев Московкин.