В январе 1772 года в Париже состоялась покупка картин из знаменитой галереи, принадлежавшей страстному любителю искусств Кроза. Приобрела ее Екатерина II. Вскоре коллекция шедевров западноевропейской живописи прибыла в Эрмитаж.

Коллекция Кроза считалась самым значительным собранием в Париже XVIII века. Современники характеризовали ее как самое большое количество сокровищ живописи и различных редкостей, которое могло быть собрано частным лицом.

Начало созданию знаменитой коллекции положил Пьер Кроза, который разбогател благодаря своему участию в финансовых предприятиях брата Антуана Кроза, носившего титул маркиза дю Шателя. Перебравшись в Париж, Пьер Кроза сделал карьеру финансиста и добился звания казначея Франции. Он также являлся известным меценатом и страстным ценителем искусства, за что получил прозвище «Бедный», так как значительную часть состояния истратил на приобретение шедевров искусства, а также в отличие от более богатого Антуана Кроза. Соперничать с коллекцией Кроза могла лишь коллекция герцога Орлеанского. Собрание Пьера Кроза включало свыше 400 картин различных школ живописи, 19 тысяч рисунков, 1500 резных камней, богатую коллекцию античных статуй и бюстов, много других мраморных и бронзовых скульптур, собрание фарфоровых вещей и майолик, библиотеку, насчитывавшую более 20 000 томов и др.
После смерти Пьера Кроза принадлежавшее ему собрание рисунков, одно из самых замечательных во всей мировой истории, было продано в 1741 году с аукциона. Вырученные деньги по завещанию владельца пошли на благотворительные цели. Часть рисунков перешла в собственность шведского государственного деятеля и дипломата графа Карла Густава Тессина. В настоящее время они находятся в стокгольмском Национальном музее Швеции. Собрание резных камней полностью выкупил герцог Орлеанский. Остальные художественные предметы унаследовал старший племянник Пьера Кроза Луи-Франсуа Кроза, маркиз дю Шатель, после которого скульптурные произведения были распроданы, а картины и эстампы были разделены между двумя его братьями: Жозефом-Антуаном Кроза, маркизом де Тюньи и Луи-Антуаном Кроза, бароном де Тьером, маркизом де Муа.
Барон де Тьер был большим библиофилом и собирателем произведений искусства. Получив в наследство часть коллекции, он увеличил ее собственными приобретениями.
После смерти барона де Тьера Екатерина II решила приобрести для картинной галереи Императорского Эрмитажа, датой основания которой считается 1764 год, часть картин из наследства Кроза.
Приобрести полотна Екатерине II посоветовали князь Дмитрий Алексеевич Голицын, один из образованнейших людей эпохи, русский дипломат, в ту пору – российский посол во Франции, и французский просветитель Дени Дидро, с которым русская императрица состояла в переписке.
Чтобы уговорить наследников Кроза продать шедевры, философу-энциклопедисту Дени Дидро потребовалось полтора года.
Покупку поручили посланникам при европейских дворах и специальным «агентам», среди которых были Дени Дидро, его друг литератор Фридрих Мельхиор Гримм, женевский коллекционер Франсуа Троншен и Дмитрий Голицын. Доверенным лицам предстояло оценить произведения, выбрать для императрицы лучшее и побольше.
«Фактически именно Дидро заложил основу западноевропейской коллекции Эрмитажа, выступая как поверенный в делах князя Д. А. Голицына и в этой функции сыграв решающую роль в приобретении для России ряда выдающихся по своему значению частных собраний, в том числе замечательного барона Кроза», – писал в работе «Иностранные мастера в Академии художеств: Дени Дидро как художник — идеи, проекты и произведения» М. Соколов.
В 1772 году Екатерина II при содействии Дидро купила бóльшую часть картинной галереи Кроза у наследников Луи-Антуана Кроза, барона де Тьера. Второй племянник Пьера Кроза, тоже страстный коллекционер, коллекцию получил после смерти своего старшего брата, маркиза Дю Шателя. Одновременно на аукционе были приобретены 11 картин собрания Кроза из приданого дочери маркиза Дю Шателя, супруги французского министра герцога Этьена Франсуа Шуазеля.

Собрание стало одним из самых ценных приобретений за всю историю Эрмитажа. Коллекция обогатила музей такими шедеврами, как «Даная» Тициана, «Святое семейство» Рафаэля, «Оплакивание Христа» Веронезе, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» и «Святое семейство» Рембрандта. Среди 15 произведений Рубенса были приобретены «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» и «Вакх», эскизы для оформления Люксембургского дворца в Париже. Ван Дейк был представлен полотном «Неверие Фомы» и шестью портретами, среди которых был и автопортрет художника.

Помимо произведений итальянской, нидерландской, голландской и фламандской школ, собрание Кроза содержало работы почти всех крупных мастеров французской живописи XVII – XVIII веков: от Валантена и Вуэ до Ватто и Шардена. Если Пуссен был представлен прелестными, не очень значительными вещами, подобными полотну «Амуры и гении», то среди произведений других мастеров выделялись превосходные картины — «Посещение бабушки» Ленена, «Итальянский пейзаж» Лоррена, «Пейзаж с прудом» Буше и «Прачка» Шардена, «Актеры Французского театра», «Военный роздых», «Тягости войны» Ватто.

Покупка Екатериной II части наследства Кроза получила широкую известность и вызвала резонанс в европейских художественных кругах. Дени Дидро 20 марта 1771 года писал Этьену Фалконе:

«Я вызываю настоящую ненависть в обществе, и знаете почему? Потому что посылаю вам картины. Вопят любители, вопят художники, вопят богачи… Императрица собирается приобрести собрание Тьера во время разорительной войны: вот что их унижает и повергает в смущение».
Фальконе, как и Дидро, служил русской короне: он работал в Петербурге над памятником Петру I — «Медным всадником», тогда как сам Дидро способствовал формированию художественных собраний Екатерины II.
Собиранию произведений искусства императрица придавала прежде всего политический смысл: так она создавала образ могущественной державы, способной соперничать блеском своей культуры с другими государствами Европы.
Приобретенная Екатериной II коллекция с большими предосторожностями была перевезена в Петербург. Это было самым значительным пополнением Эрмитажа, имевшим решающее значение для общего характера галереи.
Любопытно, что при покупке полотен из «Кабинета Кроза» Дени Дидро еще и сэкономил. Во всяком случае, так считал Дмитрий Голицын. То есть сделка была очень успешной и с финансовой точки зрения.
В 1787 году для Эрмитажа была приобретена богатая коллекция камей и инталий Луи-Филиппа-Жозефа Орлеанского из фамильного собрания герцогов Орлеанских, которая в 1741 году обогатилась покупкой резных камней Пьера Кроза на распродаже после его смерти. Таким образом и картины, и геммы Кроза соединились в Эрмитаже.
Шедевры из «Кабинета Кроза» остаются по сей день самой востребованной частью эрмитажного собрания.
Сергей Ишков.
Фото с сайтов ru.wikipedia.org и academy.hermitagemuseum.org