Об этом сообщила генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Елена Проничева в ходе пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», посвященной планам работы галереи, а также итогам 2024 года.
По ее словам, 2024 год для галереи прошел очень успешно: «Отмечается существенный рост посещаемости (практически на четверть). За прошлый год нас посетило более 2,5 миллиона человек (для сравнения, в 2023 году аналогичный показатель составил 2 115 400 человек, в 2022 году – 1 908 284 человека). У нас также произошел существенный рост количества посетителей сайта Третьяковской галереи, в 2024 году его посетило около девяти миллионов человек. Эта цифра для нас важна как показатель, замер заинтересованности не только москвичей, которые могут прийти в Третьяковскую галерею, но и вообще жителей всей страны. (…)
Мы также активно интегрируемся во всевозможные цифровые сервисы и платформы наших партнеров для того, чтобы жители регионов РФ, планируя свой визит в Москву, могли за счет интеграторов спланировать свой визит, заранее купить билет и сделать максимально комфортным посещение нашего музея.
Также в 2024 году у нас отмечен хороший рост количества посещений по «Пушкинской карте» – по ней прошли более 150 тысяч детей и подростков. Этот проект позволяет нам расширить молодую аудиторию нашего музея. На сегодняшний день дети и молодежь до 20 лет уже составляют более четверти посетителей, и мы ожидаем еще больший рост с открытием наших филиалов в регионах. (…) Так, филиал Третьяковки в Самаре за шесть месяцев работы уже показал очень высокую посещаемость (его посетили более ста тысяч человек). (…) В перспективе мы ждем открытия нашего филиала в Калининграде. Мы надеемся, что это произойдет весной этого года. Уже подготовлен проект для открытия «Пять веков русского искусства».
Как отметила Елена Проничева, в прошлом году произошло знаковое событие для Третьяковской галереи: «Мы открыли еще одно новое здание – инклюзивное пространство «Добрый музей». Это невероятно важный проект для Третьяковской галереи. (…) Это отдельно стоящий объект в Малом Толмачевском переулке (между Кадашёвской набережной и Лаврушинским переулком), где на сегодняшний день успешно стартовали занятия и отдельные программы, выставки для наших посетителей разных нозологий».
По словам Елены Проничевой, в 2025 году в Москве и в филиалах предполагается представить более 30 выставочных проектов – это без региональных выставок и без тех выставок, которые Третьяковская галерея планирует делать в партнерских музеях.
Более подробно о запланированных на этот год выставочных проектах рассказала заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по выставочной деятельности Дарья Парфененко: «Наверное, главный, самый масштабный проект – это выставка Карла Брюллова, приуроченная к 225-летию со дня рождения русского художника. Карл Брюллов – художник очень любимый, знакомый по постоянной экспозиции Третьяковской галереи. На этой выставке мы представим его намного масштабнее, расскажем о его творчестве в контексте тех городов, которые стали для него самыми главными – это Петербург, Москва, Рим. К нам приедет из Русского музея «Последний день Помпеи». В рамках этой выставки мы также подготовили масштабную детскую программу – разработаны несколько тематических маршрутов, которые дети смогут пройти вместе с родителями».
Как рассказала Дарья Парфененко, в июне (в новом здании на Кадашёвской набережной. – С. И.) пройдет выставка Ильи Машкова: «Это первая ретроспектива. Удивительным образом этот яркий живописец, один из лучших колористов не только в русской живописи, но и мировой, основатель «Бубнового валета», никогда не получил своей полноценной ретроспективы. Здесь мы покажем как его ранние, более известные работы, так и его чуть менее известные поздние работы, которые показывают уникальную эволюцию мастера.
В этом году мы также покажем выставку Александра Дейнеки из собрания Третьяковки и Курской картинной галереи им. А. А. Дейнеки. У нас появилась уникальная возможность привезти из Курской картинной галереи в том числе очень большой объем графики, гуашей. Это вещи, которые в Москве не показывались никогда. Курский музей обладает уникальной коллекцией Дейнеки, этот город для него был очень значим.
Еще один наш проект – это «Путь на Восток». В течение 20 века (и это идет из века 19-го) для многих наших художников регион Туркестана был значимым местом художественного паломничества: они там путешествовали, вдохновлялись теми цветами и мотивами, которые там могли видеть. Кроме того, в непростом и бурном 20 веке это нередко было место отдохновения. В 1930-е годы эта традиция продолжилась, а в 1940-е годы Ташкент принимал многих наших художников и деятелей искусства в эвакуацию, позволил им работать. Эту выставку в конце 2025 – начале 2026 года планируется показать в регионах».
Масштабным международным проектом станет выставка Ильи Репина в Национальном музее в Пекине. Причем она станет ответом на запрос китайских товарищей, которые, как отметила Дарья Парфененко, очень любят творчество этого художника.
Сергей Ишков.
Фото предоставлены геосервисом 2ГИС