Кино по выходным. Загадка олимпийской чемпионки

Спортивная драма интересна еще и тем, что такой фильм показывает модель жизни на пределе возможностей, что для человека есть норма.

Особенность такого жанра в России состоит в максимально возможной достоверности, ориентированной на реальность, игре актеров, эффекте присутствия вплоть до ощущения включенности (иммерсии) и, что главное, естественном драматизме.

Исчезает грань между экраном и зрителем.

Фильм «Роднина» (режиссер – Константин Статский, сценарий – Светлана Мигунова-Дали, Анна Озар, Анна Трефц, продюсеры – Тимур Вайнштейн, Юлия Сумачёва, Антон Златопольский) вышел в прокат чрезвычайно вовремя, применительно к неустойчивому моменту истории, и вполне может на нее повлиять.

Истории иногда нужна последняя капля.

Косвенным показателем качественной значимости фильма служат репортажи с премьерной пресс-конференции. В таких особых случаях они включают фотогалерею посетивших мероприятие звездных пар независимо от их отношений с героиней фильма в жизни.

Тут они все лучезарно улыбаются.

Как сказал персонаж фильма Тиграна Кеосаяна «Ландыш серебристый», тебя там не любят, нас там не любят еще больше. Но идти надо.

В фигурном катании неестественные относительно жизни форматы публичного поведения закреплены в правилах.

Некоторые русские фигуристы склонны ломать такие правила. Достигнув вершин спорта высших достижений, остались детьми и так и не научились себя вести.

Имея некоторое отношение к фигурному катанию, мы выучили, что в этом виде нет большого различия между спортом высших достижений и детско-юношеским спортом и искусством.

«Очень боялась смотреть кино, потому что видеть, как тебя воспринимают другие – катастрофа. Но мне фильм понравился. И я очень благодарна всем создателям. Понятно, что тут нет точной хронологии, но, может, это и хорошо. Кино получилось более цельным, чем жизнь», – признание Ирины Родниной разлетелось по сети не меньше кадров, как она заплакала на пьедестале после победы на зимних Олимпийских играх 1980 года в Лейк-Плэсиде.

В фильм включена документальная запись.

Ирина Роднина реагирует на свою экранную биографию искренне и естественно: «Защипало в глазах, когда детство увидела. Да, квартира у нас была другая, но само ощущение того времени… Папа в шинели… Он демобилизовался в 1965 году, и на все важные события надевал военную форму. И в ней он привел меня на каток ЦСКА».

Создатели фильма стремились по возможности соблюсти документальную достоверность, сочетая ее с контрастным обобщением относительно какой-то конкретной судьбы.

Художественный вымысел дозируется подобно опасному лекарству. Что видится из зала огрехом, оказывается маринованным плодом согласований.

По следам каждой сильной русской картины появляется шлейф копированных отзывов «фильм ни о чем». В случае «Родниной» атака клонов может утонуть в рецензиях, написанных собственноручно. Но она есть, и это диагностический признак профессионального качества и общественной значимости.

Характеры персонажей выписаны на экране кристально. В естественной степени это мы сами, и поэтому все представленное узнаваемо. Тут фильм «Роднина» не приносит ничего нового, но продолжает богатую советскую традицию фильмов и песен о спорте и спортивного комментирования.

«Дорогие друзья! Не переживайте! Мы с вами, кажется, упали с дерева», – Вадим Синявский в Сокольниках 1939 года. «Будьте здоровы, друзья! Ликуйте и радуйтесь жизни в это бездарное время!» – произнес Владимир Маслаченко после матча «Спартак» – «Реал». «А лед действительно скользкий!» – спортивный комментатор Сергей Кононыхин вышел на лед и исчез за бортиком, встал и изрек сакральную фразу.

«Кино получилось более цельным, чем жизнь», – оценка самой Ирины Родниной, возможно, станет лучше любой рецензии. Видимо, в ней наконец заговорил депутат Государственной Думы. Охотный Ряд корректирует личность не меньше спорта.

Так фильм «Роднина» прочно встал в галерею портретов эпохи «Любовь Советского Союза» и «Красный шелк» для диалога через время.

Девочкой Ирина Роднина была егозой и много болела. Удержать активного ребенка в квартире не представлялось возможным. Врачи посоветовали спорт на свежем воздухе.

Фигурное катание было тогда открытым во всех смыслах. И тренировки, и соревнования проводились на открытых катках.

Человеческая жизнь чемпионки выглядит вполне ординарной – не слишком удачная и не очень любовь. Тургеневу или тем более Шекспиру поживиться особо нечем. Затем два замужества, сын и дочь с другими жизненными приоритетами. После окончания спортивной карьеры – контракт на работу в США. Роднина там провела одиннадцать лет, не растворилась и не прижилась. В том времени многие не прижились, и большинство растворилось независимо от страны пребывания.

Феномен Ирины Родниной остался в истории. Сегодня он органично встроен в непознанный образ великой Родины.

Мы все ищем какую-то подковырку для каждого уникального события или явления в России. А ее нет, уникальность есть имманентная составляюшая России. Для нас уникальность – житейское дело, обыденность.

Сюжет фильма о Родниной порожден сочетанием нескольких моментов.

До «выстрела» Родниной с Улановым (в фильме – Михаил Буланов) в парном катании на льду царил дуэт Белоусова и Протопопов. Ничего подобного не было ни до, ни после них. Белоусова творчески шила костюмы. В фильме она молчит. Надменный Протопопов (в фильме – Алексей Панкратов) многомысленно высказывается по-французски и цитирует причисленного к классикам постмодернизма Ролана Барта.

Не желая меняться в угоду времени, они стали диссидентами и памятником своей эпохе. Сами ее создавали, без тренера.

Егоза Ирина вписалась в эпоху резкого усложнения техники парного катания на фантазиях грубого хама, выдающегося тренера-новатора Станислава Жука.

Роднина не выступала по новой системе, максимальная оценка было 6.0. Система арифметической оценки элементов с возможностью пересмотреть запись позволяет сравнивать достижения фигуристов практически объективно. Все на виду. Но и повторить прорыв Родниной уже вряд ли будет возможно.

После нескольких радикальных перемен фигурное катание законсервировалось. Пути наращивания сложности и мастерства ограничены.

Кое-кто уже прыгает пятерной прыжок, другие застряли на тройном, хотя его уже выполняют дети 9-10 лет.

Роднина оказалась самой успешной и результативной фигуристкой в истории парного катания. Она стала трехкратной олимпийской чемпионкой (1972, 1976, 1980), десятикратной (1969-1978) чемпионкой мира, одиннадцатикратной (1969-1978, 1980) чемпионкой Европы и шестикратной (1970-1971, 1973-1975, 1977) чемпионкой СССР. В 1969-1980 годах не проиграла ни одного соревнования, в которых участвовала с партнерами.

Сезонный перерыв связан с рождением ребенка.

В одной из самых насыщенных программ в истории фигурного катания – произвольной сезона 1974/1975 – пара Роднина и Зайцев исполнили свыше тридцати элементов, ряд которых на многие годы опережал развитие парного катания, в том числе шесть сложных поддержек. В одной спуск партнерши шел через переворот. При заходе на другую она исполняла несколько прыжков, держась за руки партнера. Третья состояла из трех оборотов на одной руке. В дополнение к ним сделаны еще четыре поддержки на уровне бедра. Четыре каскада, один из четырех прыжков, один с уникальным акселем с приземлением на ту же ногу, и еще один состоял из сложного двойного акселя и через тройку двойного сальхова. Сложный заход на тодес назад наружу осуществлен со спирали, после которой партнерша сменила ногу. На парном вращении партнер два раза поднимал партнершу в воздух, чтобы она сменила два раза ногу. Также две подкрутки – тройной лутц и аксель в два с половиной оборота.

Исполнено множество связующих, усложняющих программу вставных элементов, между основными элементами, оригинальные спирали и шаги.

Программа была исполнена на огромной скорости и исключительно синхронно.

Персональную статью в Википедии создал специалист, влюбленный в фигурное катание.

«Все это поражало воображение судей, которые единодушно отдавали паре первые места по сумме оценок, причем абсолютные девять первых мест из девяти возможных пара получала и за короткие, и за произвольные программы в течение 1973-1980 годов», – смысл цитаты раскрыт в фильме.

На самом деле, спорт никогда не был свободен от политики и конъюнктуры, что отразилось на фигурном катании сразу же после его интернационализации. Иностранные фигуристы служили естественным допингом для русских спортсменов, а русские вызывали злобную агрессию западных конкурентов.

Победы Родниной не были безоблачно лучезарны. В фильме крупным планом показаны обрывки шнурка. Художественный прием напоминает гвоздь в фильме «Чемпионы». В новом фильме звучит «Роднина, перестань себя жалеть!» В среде конькобежцев существует язвительное выражение тренера «положи коньки на полку». Так воспитывали олимпийскую чемпионку, депутата Светлану Журову.

Спортивный успех Журовой реализован под политическим давлением, которое развернулось при Родниной.

В фильме «Роднина» показано то, что пришлось выдержать безусловной чемпионке Камиле Валиевой.

Тренер (прототип – Татьяна Тарасова) философски изрекает – никаких ограничений прессе.

В прошлом для нас было открытием, что репортажи западной прессы о победах Родниной переключились на любовный треугольник с ней в вершине. На самом деле был, скорее, любовный квадрат, и вот, может, тут действительно сыграла роль мать партнера. В фильме эпизод в каблуках на льду блестяще играет Мария Миронова: «Жалобу на вас я уже написала». Это она тренеру говорит.

Жалоб на Станислава Жука было много, и ему закрыли зарубежную командировку. Родниной с Зайцевым пришлось уйти к тренеру Татьяне Тарасовой (Ольга Бодрова). В итоге в Лейк-Плэсиде они заняли первое место, а второе досталось другой паре Станислава Жука. Третье – ГДР.

Чемпионы мира из США снялись c соревнований. В фильме показаны падения партнера Рэнди Гарднера и безумные глаза партнерши Тай Бабилонии. Их тренера играет Алексей Ягудин.

Длинная череда спортивных побед Родниной накрыла по времени две из четырех крупнейших политических провокаций послевоенного мира, сломавших в конце концов достигнутые в Ялте и Тегеране договоренности.

Началось с кровавого мятежа барона Эстерхази в Венгрии, закончилось террором против Чаушеску в Румынии. Тормоз НАТО в виде Варшавского договора был ликвидирован? и дальнейшее известно. Одичавшие от возможностей англосаксы попытались устроить фигурное катание без русских. Дошло до крушения самолета с русскими фигуристами, устроившимися в США. Нам прислали видео поминального выступления выживших родственников.

Родниной выпало ощутить на себе ввод войск в Чехословакию и войну против СССР в Афганистане, организованную сенатором Чарли Уилсоном.

Четыре события стали позором обоих эпицентров биполярного мира, и Вашингтона, и Москвы. Бандит грабит и орет на весь мир «Держи вора!» Пострадавший изображает целомудренный вид абсолютного непониманиям и полную импотенцию в части хоть какого-то объяснения для народа.

В части действий реакция вылилась в репрессии собственного народа. Был дан повод для издевательских оценок страны вместо восстановления справедливости. Ничего другого не умели и не собирались.

Русских фигуристов много раз бросали на произвол злой судьбы.

Бывший глава ОКР Александр Жуков беспечно сказал: «У нас спортсменов много». В фильме, конечно же, есть примеры результатов беспечности руководящих кадров.

Если во время выступления сломали музыку, почему надо снижать оценки за полное исполнение всей программы? По-человечески можно было не чваниться и как-то отметить мужество спортсменов. Но это же русские.

Судьба Ирины Родниной достойна преклонения и зависти. Однако, что ей пришлось пережить и к чему она пришла, на грани трагедии. Близких людей рядом нет. В Москве собирались строить каток ее имени, и не получилось, там царит более современная фигуристка с говорящей фамилией.

Однако с Родниной особый спрос, она депутат со стажем и по статусу могла бы включиться в борьбу за чистый советский спорт, который она в значительной степени создала своим примером. Больная тема. Антон Сихарулидзе сгорел на работе, возглавляя думский комитет по спорту. Вячеслав Фетисов переключился на скользкий лед – устойчивого развитие. Владислав Третьяк занимается чем-то не очень заметным.

Нам повезло, мы видели не только, как побеждает Роднина, но и как тренирует. Она провела показательные тренировки с участием наших детей. Теперь они сами детские тренеры.

Поэтому мы знаем, что после изоляции русских спортсменов прекратились злобные интриги и вынужденная борьба с потусторонними силами. Фигурное катание в России буквально выстрелило. Вышло на арену много новых тренеров, и еще больше мотивированных детей. Стали возможны другие методы тренировок, не отягощенные прицелом победы над наркотизированными конкурентами.

Враги избавили от такого извращения, как соревнования с порожденными ими гендерами.

Тем не менее, фильм «Роднина» буквально открыл нам глаза, повествуя заново об известном. Просто ничего не надо выдумывать. Загадка олимпийской чемпионки, если она вообще есть, заключена в ее характере. «Ирка, не падай!» – напутствовал сторож катка Петрович (Александр Семчев). И она устояла. Если падала, то поднималась. Как говорит в фильме ее тренер (Евгений Ткачук), люди ждут Роднину. Победы ждут Родниной. И она оправдала ожидания.

Картина Константина Статского неизбежно сыграет свою роль и будет способствовать оздоровлению мира, в котором нам надлежит быть счастливыми.

Наталья Вакурова, Лев Московкин.

Добавить комментарий