Справедливость состоит не в том, чтобы всем дать равное,
а в том, чтобы каждому воздать должное.
Святитель Василий Великий (Кесарийский).
Борцы за гендерное равенство считают существующее положение женщин несправедливым. А справедливо ли требовать равенства, когда, как мы говорили ранее в статье от 8 марта 2025 года, ценность и вклад, вносимый женским полом в жизнь общества, выше, чем у мужского? И как справедливо оценивать этот вклад? Об этом пойдет речь в данной статье.
Существует ли равенство?
«Французская революция научила и передала по наследству человечеству вредный предрассудок, будто люди от рождения или от природы «равны» и вследствие этого с ними надо обходиться «одинаково». Ничто так не препятствует разрешению проблемы [справедливости], как этот самый предрассудок. Ибо сущность справедливости состоит как раз в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми».
«На самом деле люди не равны ни телом, ни душою, ни духом. Они родятся существами различного пола, … и с ними (в силу справедливости!) надо обходиться различно».
«Тем самым справедливость вовсе не означает равенства; скорее – неравенство…»
И. Ильин, «Несправедливость», 1938 г.
Если принять во внимание возраст, то можно выделить четыре основные, качественно отличающиеся группы: дети, женщины репродуктивного возраста, мужчины и пожилые люди. Понятно, что как их ценность для популяции, так и вклад существенно различны, и справедливо будет как раз учитывать их различие, пусть и с некоторой ошибкой. Женщины репродуктивного возраста, особенно беременные, кормящие матери и имеющие детей, качественно отличаются от других групп, и наоборот, должны быть всячески ограждены от вредных профессий, тяжелых работ, участия в экстремальных видах спорта и прочих активностей, несовместимых со стрессом и нагрузками для матери и плода. Если такие женщины работают, как общество, так и их работодатели должны понимать, что детородная и материнская функции женщин являются первичными, а все другие – вторичными. И такое положение должно защищаться законами, если мы хотим повысить рождаемость. Тем не менее в ряде стран, в том числе и развитых, женщины вынуждены скрывать беременность, имеют короткие отпуска по беременности и после родов и ограниченные возможности по уходу за детьми или родителями в случае необходимости.
Реальность такова, что женщины и девочки берут на себя бόльшую часть неоплачиваемой домашней работы. Эта работа не учитывается как «экономическая активность», несмотря на ее огромное значение для жизни общества. Для большинства женщин уход за детьми ослабляет их участие на рынке труда, что выражается в качестве работ, которые они могут выполнять, и, соответственно, в более низкой зарплате («плата за материнство»).
Неоплачиваемый уход – это только одна из частей ухода. Другая часть включает оплачиваемые формы ухода, осуществляемые в госпиталях, яслях и детских садах. При этом отсутствие осознания значимости домашней работы часто распространяется и на эти формы ухода, которые оплачиваются меньше по сравнению с профессиями в других сферах деятельности («плата за уход»). Если плата за рождение, уход за детьми и домашний труд лежит в основном на женщинах, то выгоду получает всё общество – дети вырастают и работают, служат в армии и платят налоги, и такое положение, конечно же, нельзя назвать справедливым.
Проблема справедливости
«От каждого по способностям – каждому по труду».
Социалистический принцип распределения.
«От каждого по способностям – каждому по потребностям».
Коммунистический принцип распределения.
Идея справедливости не так проста, как кажется на первый взгляд. У каждого человека имеются свои представления о справедливости, вопрос в том, насколько они объективны. Существует несколько разных подходов к понятию справедливости (О. Гулевич, 2011).
- Норма беспристрастности – вознаграждение человека определяется его вкладом в общее дело. Справедливым считается получение большего вознаграждения теми, кто проделал бόльшую работу, оказал бόльшую помощь и получил лучший результат.
- Норма распределения по усилиям – размер вознаграждения определяется усилиями, которые человек приложил (затраченным временем, объемом проделанной работы и т. д.). Большее вознаграждение получает тот, кто приложил больше усилий.
- Норма распределения по способностям – наиболее способный человек получает большее вознаграждение.
- Норма распределения по потребностям – справедливым считается большее вознаграждение того, кто больше нуждается.
- Норма равенства – справедливо равномерное распределение вознаграждения между всеми участниками.
Сформулировать общий принцип справедливости, по-видимому, не представляется возможным, хотя можно использовать некую комбинацию из перечисленных подходов. Также имеет значение количество ресурсов – при их изобилии каждый может взять, сколько ему нужно (распределение по потребностям). Во многих случаях ресурсов не хватает, берет верх жадность, желание сделать запасы, получить выгоду за счет других. Обществу приходится распределять ресурсы, вводить нормы потребления и оплаты.
В любом случае можно сказать, что норма равенства, хоть и является наиболее легкой для распределения и вызывает меньше споров, явно далека от справедливости. Кто-то работал меньше или менее эффективно, кому-то надо больше ресурсов (еды, воды). И тем не менее борцы за гендерное равноправие ратуют именно за этот подход. Их решение состоит в равной оплате труда, элиминации «стеклянного потолка» и «липкого пола» (ограничение вертикального карьерного роста и продвижения по службе) и стимуляции мужчин к большему участию в домашней работе и уходу за детьми.
Последняя цель достигается за счет более равномерного распределения неоплачиваемого отпуска (по уходу за ребенком или родителями) и домашней работы между мужчинами и женщинами. Так, ряд северных стран (Швеция, Норвегия и Исландия) и ООН идут по пути изменения гендерных норм, используя политику «кнута и пряника». Отцам разрешают брать отпуск по уходу за детьми («пряник»), который пропадает в случае его неиспользования («кнут»). Нужно ли говорить, что такая политика является ошибкой, так как не учитывает естественное разделение труда между полами.
Как уход за детьми, так и домашняя работа традиционно считаются женскими, соответствующими их половой роли, что нормально (см. статью «Мужское и женское: стереотипы и предрассудки» от 19.03.2025). Они выполняют ее более эффективно. Кроме того, роль матери в воспитании ребенка до 2 – 3 лет гораздо важнее роли отца. Отцы не могут кормить ребенка грудью, менее стрессоустойчивы, чаще отвлекаются и не могут делать несколько дел сразу. В России, с ее акцентом на демографию, консервативные ценности и материнское предназначение женщин, вполне возможно принять реальное положение вещей и платить женщинам справедливую цену за домашний труд.
Обретение государственного суверенитета должно означать также способность не идти на поводу у организаций, контролируемых и спонсируемых неизвестно кем и вырабатывающих рекомендации, откровенно вредящие нашим целям. Россия вполне в состоянии разработать свою политику в области пола на более здоровой и справедливой основе. Нормальным женщинам, а не бездетным гендерным активисткам надо дать возможность решать, как воспитывать детей, каким должен быть декретный отпуск, сколько платить на содержание ребенка до трех лет и тому подобные вопросы.
Сергей Геодакян, к. м. н.
На иллюстрации слева – Астрея, в греческой мифологии богиня справедливости; справа – святитель Василий Великий (Кесарийский)
Сгенерировано Яндекс GPT
Термины и основные понятия
Равенство полов (эгалитарность) – феминистская трактовка равенства предполагает, что мужчины и женщины должны иметь равные доли в социальной власти, равный доступ к общественным ресурсам.
Справедливость – понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания. Соответствие роли различных групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нем.