Галерея «Ходынка» на улице Ирины Левченко, дом 2, проводит постоянно действующую выставку «Ретро-Объектив» – площадку для изучения и сохранения пленочной фотографии как важного культурного феномена.
Музейное пространство представляет коллекцию пленочной фототехники XX века из частных собраний. Экспозиция отражает историю развития фотографических технологий – от первых шкальных фотоаппаратов до сложных автофокусных систем.
Центральным элементом выставки является собрание советской фототехники, включающее фотоаппараты разных модификаций: «Любитель», «ФЭД», «Зенит», «Зоркий», «Смена, «Киев» и линейки объективов к ним.
Экспонаты сопровождаются детальным описанием и интегрированы в хронологическую линию развития фототехники, демонстрируя эволюцию от сложных конструкций с ручным управлением до современных автоматизированных моделей.
Представлены десятки фотоаппаратов под стандартную пленку 35 мм. Но есть и аппарат для съемки на стеклянные пластинки.
С широкой пленкой шесть сантиметров больше возни и меньше кадров, зато удобно для совсем маленьких фотолюбителей, если родителям не по карману фотоувеличитель. Можно было печатать контактно.
Зато фотоувеличитель позволял ретушировать изображение руками. Это было настоящее колдовство под лучом сквозь негатив.
На выставке есть также пружинная кинокамера «Кварц» для создания кинофильмов на 8-миллиметровой пленке. Снимали на пленку 16 мм туда и обратно, затем после проявки резали вдоль пополам.
Монтировать такие фильмы было непросто, куски клеились плохо и разваливались, для этого были специальные столики. Но лучше было сразу снимать монтажно, ритмично отсчитывая секунды между общими, крупными и средними планами. Для обучения кинолюбителей выпускали брошюры по отдельным темам любительского кино.
Увидеть собственную семью ожившей на экране – это тоже было колдовство. Потом стали придумывать простейшие спецэффекты. От взмаха руки зажигалась свеча.
Одним из первых открытий стало то, что самые простые бытовые банальности, иногда случайно увековеченные на пленке, превращались в нечто уникальное. Причем для фото и затем для кино кадры строились по-разному.
Когда съемка стала массово доступной, среди совсем, казалось бы, обычных людей обнаружились такие таланты, чьи семейные фотографии приобрели общечеловеческую ценность.
Вечный спор не окончен – оставить экстремальный кадр того, что люди просто так увидеть не могут, или наоборот – видеть не хотят буквально под носом у толпы.
Например, снимаешь белку в упор, как она у тебя с руки берет печенье. Ну, казалось бы, чего стоит развернуть кинокамеру, и зритель увидит множество людей, для кого позирует белочка.
В голову не пришло, что белок в лесу много, а кадр он уникальный монтажом.
А знаете, какие разные кресты на маковках церквей. У них есть своя система жанров и разновидностей. Для этого у нас был объектив-рефлектор МТО-500 с полуметровым фокусным расстоянием. Особым шиком была удача совместить в одном кадре с крестом на луковке месяц на небе.
Штатив таскать с собой накладно. Маленькую струбцинку для фотоаппарата можно было кинуть в сумку и при необходимости привернуть к подвернувшейся бочке или ветке дерева.
Проще всего снимать молнии ночью – кладешь фотоаппарат с открытым затвором на подоконник и ждешь, чтоб насверкало.
Съемки людей могли быть самыми эффектными и самыми непростыми. Известен случай, когда Сталин испугался телеобъектива и исчез под трибуной. Смешно, диктатор боится объектива. Так вот в то время практически все люди боялись объектива как чего-то мистического.
Сегодня фотографы в Госдуму приходят с такими бревнами, трудно представить, катят их, что ли. И никого не смущает.
Можно завидовать современным детям, они растут буквально на сцене и сразу привыкают к своему образу, который можно корректировать, сверяя с изображением.
Заглянув в семейный альбом, понимаешь, многого уже не вернуть и не вспомнить. Коварная память подставляет сознанию явно не то, что было на самом деле. С изображением не поспоришь и многих давно уж нет. До слез…
Обучение фотоделу входило в подготовку не только журналистов, но и особенно биологов. Каждый студент был обязан научиться фотографировать хромосомы через микроскоп. Естественно, готовить препараты и выставлять свет по Келлеру при максимальном увеличении светового микроскопа. Хорошим способом измерения хроматина стало взвешивание вырезанных из фотобумаги хромосом после печати на стене. Фотобумага у нас была в рулонах.
В процессе эволюции объем хроматина сокращается. Надо было не забыть зафиксировать для убедительности элементы лабораторного процесса и весь этот процесс провести своими руками.
К сожалению, сомнения в авторстве сопровождают науку постоянно.
Особое искусство – фотографирование птички или зверя весом грамм десять. Иногда приходилось ждать в неподвижной позе часами.
Также проектор «Луч», фотоувеличители, бачки для проявки пленки. Предметом роскоши была вспышка, и она тут тоже есть, довольно неудобная. С ней надо было таскать батарею.
Пришел и ушел тот исторический период, когда преподаватели фотодела жаловались на современных им девушек. Шить, вязать, вышивать и прясть уже не было нужды и еще не стало модно. Неразработанные девичьи пальчики оказались неспособны нажать кнопку затвора. Сегодня развитие мелкой моторики способствует созреванию мозга. Есть же какая-то польза от гаджетов.
Жаль, что уже много лет назад была выброшена за бесполезностью старенькая «Экзакта», первый зеркальный фотоаппарат шахтного типа. Эта «Экзакта» заняла бы на выставке в галерее «Ходынка» достойное место.
В Кавказском заповеднике от фотоаппарата отваливалась шахта и приходилось искать ее на горной тропе. Во время ловли браконьеров в составе дружины по охране природы фотоаппарат утонул в канаве. Но ничего, достаточно было вытряхнуть воду и аппарат продолжал снимать.
Фотоаппарат против ружья, так бывает не только на фронте.
Среди людей нашего поколения вряд ли найдется хоть один, кто не увлекался бы фотографией. От того времени осталось множество фотоальбомов, где мама молодая и бабушка жива. Со старой карточки на тебя смотрит лицо репрессированного деда или дяди. Живыми ты их не видел. Есть и собственные детские фотографии, удивительно милые.
Организаторы выставки сообщили, что экспозиция музея постоянно расширяется и дополняется новыми экспонатами, отражающими различные аспекты истории фотографии. «Ретро-Объектив» – площадка для изучения и сохранения пленочной фотографии как важного культурного феномена.
Больше всего мы снимали, конечно же, «Зенитом». На выставке их множество разных модификаций. Мы и представить себе не могли, сколько и каких.
Сегодня даже профессиональный фотограф может позволить себе снимать фотоаппаратом-беззеркалкой размером с мыльницу. Параметры пленки выставляются на аппарате. Вот до чего техника дошла. Но от необходимости знать теорию она не освобождает.
Хотелось поблагодарить за выставку, но я уже заплатил за билет. А потом оказалось, организаторы сами себя отблагодарили рекламой на немецком языке:
«Приземляйтесь! Где бы вы ни были или куда бы ни направлялись, вы обязательно найдете красивые, остроумные или трогательные снимки, которые вам хотелось бы сохранить. Держите их в руках! Но для этого используйте камеру CONTAX от Zeiss Ikon, которая позволяет получать непревзойденно четкие снимки».
За фотоаппаратом обращайтесь: Heerengracht 489 – Amsterdam-C. Чего вам стоит?
Описания фотоаппаратов
«Зенит-С»
Первая советская зеркальная камера. Оригинальная разработка Красногорского механического завода. За основу был взят корпус «Зоркого» и его же байонет М39/1. Штатный объектив – «Индустар-50» с удлиненным до 45,2 N рабочим отрезком. Выпускался с 1955 по 1961 год.
«Старт»
Системный фотоаппарат «Старт» задуман как профессиональная камера. Увеличенный диапазон выдержек до 1/1000 секунды, сменные установочные экраны и большой видоискатель (85% кадра), резак для отснятой пленки и сменная оптика – знаменитый «Гелиос-44».
Именно для этой камеры разработанный байонет не получил развития, а через переходник можно было ставить только объективы М39. С 1958 по 1964 год было выпущено немногим более 70 тысяч штук. Дорогая и не очень надежная камера.
Производство «Старта» было прекращено в 1964 году в связи с запуском перспективной линейки «Зенит-4» с обновленной резьбой М42/1.
«Зенит-ЗМ»
Очень удачная и по настоящему массовая камера: с 1962 по 1970 год было выпущено более 700 тысяч штук, значительная часть шла на экспорт. Цельнолитой корпус и затвор унифицированы с «Зорким-6». Видоискатель с удобным пятикратным увеличением покрывает всего 67% кадра но в 1960-е это было окей.
«Зенит-Е»
Эта камера сменила «Зенит-ЗМ» в любительском сегменте и оказалась настолько удачной, что выпускалась почти 20 лет. Всего с 1965 по начало 80-х изготовлено более 8 миллионов штук. Индекс «Е» означает «экспонометр». Матерчатый затвор остался как в предшественнике. Уменьшилось увеличение видоискателя, площадь покрытия осталась той же – 65% кадра. Это не мешало камере иметь успех на экспортном рынке.
«Зенит-TTL»
Выпускался с 1978 по 1985 год. В этой камере впервые в СССР появляется заобъективный экспозамер (TTL), что значительно упрощает работу со сменной оптикой и светофильтрами. Затвор на KM3 разработали новый, но с тем же куцым диапазоном выдержек 1/30-1/500 и В. В системе внутрикамерной экспонометрии вместо селена уже стоит фоторезистор, индикатор замера стрелочный.
«Зенит-12СД»
Это обновленная версия Зенита-TTL. Вместо стрелочного замера используется светодиодный (отсюда индекс «СД», это «светодиоды»). Устаревшие ртутные батарейки поменяли на никель-кадмиевые. На внутреннем рынке продавалась также экспортная модель с индексом 12ХР.
«Зенит-122»
Массовая модель 1990-х годов. Незначительные улучшения камеры «Зенит-12сд», изменения в основном косметические. На корпусе появились модные пластмассовые вставки, изменился механизм автоспуска, фокусировочный экран получил клинья Додена вместо линзы Френеля. Часть камер оснащалась байонетом К (Pentax).
«Зенит-19»
Продвинутая модель «Зенита» с электронным затвором с вертикальным ходом металлических ламелей (выдержки синхронизации с вспышкой сократилась до 1/125) и расширенным диапазоном выдержек от 1 до 1/1000 и В. Выпускался с 1979 по 1987 год.
«Вилия»
Самый простой фотоаппарат семейства «Вилия», в котором было четыре камеры с разным функционалом: «Вилия», полностью ручная и похожая на «Смену-Символ», «Вилия-Авто» – полный автомат, «Силуэт Электро» – автомат с приоритетом диафрагмы и «Орион-EE» – автомат 7 приоритетом выдержки.
«Смена-Символ»
Более продвинутый вариант «Смены-8М», который, однако, был лишен некоторых неочевидных преимуществ более простой камеры. Например, в «Смене-8М» раздельный взвод затвора и перемотка кадров давали возможность снимать с двойной экспозицией. А «Смена-Символ» имела курковый взвод. «Смену-Символ» легко узнать по своеобразной клавише спуска затвора на объективе.
«ФЭД-2»
Очень эргономичная и надежная камера. Это уже не клон «Лейки», а собственная харьковская разработка. Отличалась от предшественниц крупным видоискателем, совмещенным с ним дальномером с большой базой и наличием диоптрийной подстройки. Комплектовалась объективом «Индустар-26». С 1956 по 1970 год выпущено более 1,5 млн штук.
«ФЭД-НКВД»
Первый советский фотоаппарат современного типа. Собирался с 1932 года в трудкоммуне для беспризорников им. Ф. Э. Дзержинского при НКВД УССР, отсюда название модели. Конструкция повторяет знаменитую Leica II, и первые годы камеры собирались из деталей Leitz. На основе первой сборочной мастерской был создан завод ФЭД, где производство камер практически без изменений продолжалось до 1955 года, с перерывом на эвакуацию.
«ФЭД-3»
Обновление «ФЭД-2» с увеличенным диапазоном выдержек от 1 до 1/500 сек. Механизм замедлителя для выдержек длиннее 1/30 требовал места под крышкой, поэтому высота камеры увеличилась и сократилась база дальномера с 67 до 41 мм (чем больше база, тем точнее наводка на резкость). С 1961 по 1979 год камера прошла несколько модификаций, с 1966 выходит с курковым взводом и новым объективом «Индустар-61».
«ФЭД-5»
Последний в линейке классических ФЭДов, самый большой, самый тяжелый и самый прочный. Три варианта базовой модели различались видоискателем (с рамками в «ФЭД-5С», диоптрийной подстройкой в «ФЭД-5В») и наличием несопряженного селенового экспонометра (-5, -5с). Штатный объектив – уникальный «Индустар-61Л/Д» с лантановыми стеклами, одинаково резкий по центру и по полю кадра.
«Зоркий»
Во время войны харьковский завод ФЭД был эвакуирован, и производство камер по документации наладили с 1947 года на Красногорском механическом заводе под Москвой. Вскоре камеры получают гравировку «ФЭД-Зоркий», а с 1949 года – просто «Зоркий» («Зоркий» – это был телеграфный позывной KM3). На камеры с 1948 года ставились новые объективы «Индустар-22» («Индустар-50»).
«Зоркий-С»
Индекс «С» означает синхроконтакт. Во всем остальном это тот же «ФЭД-Зоркий» за малыми отличиями. Верхняя крышка стала выше, под ней разместился механизм синхронизатора с установкой времени упреждения поджига вспышки. Новая головка выдержек также могла работать до взвода затвора. Выпускался с 1955-го, в 1958 году уступил место модели «Зоркий-2С» с автоспуском
«Зоркий-4» и «Зоркий-4К»
Самая продвинутая камера в линейке. И самый массовый дальномерный системный фотоаппарат в мире: выпущено почти 2,5 млн штук. Огромный диапазон выдержек от 1 до 1/1000, большой видоискатель и очень надежная конструкция. Выпущен в 1956 году, в 1972 модель с головкой взвода сменяет курковая модификация. Ранние выпуски можно отличить по характерным наплывам вокруг окошка видоискателя, а в поздних гравировку, в т. ч. на шкале выдержек, сменила тампопечать, которая быстро стиралась. Штатные объективы – «Юпитер-8» (реплика Sonnar 50/2) и «Индустар-50».
Лев Московкин, Наталья Вакурова.