Молодежи программы партий не интересны, и соответственно партиям неинтересна молодежь. Программы партий таковы, что не дай бог победят – стране угрожает гражданская война или развал экономики. По счастью, в основном программы популистские и не содержат механизмов реализации. Большинство вообще не рассчитаны на то, чтобы их читали, они составлены и опубликованы только для исполнения закона.
Поддержка семьи интересует только шесть партий, и среди них все парламентские. «Зеленая повестка» античеловечна. Имперский запрос на возврат территорий СССР перессорит с соседями. Отмена завышенного пенсионного возраста невозможна. Отмена НДС тоже, он дает 26% доходов бюджета. Некоторые предложения партий равносильны изменению государственного строя. Одна партия ставит целью роспуск НАТО. Другая – восстановление отношений с США, в том числе по тем международным договорам, из которых США вышли в одностороннем порядке.
Об этом говорили сегодня на круглом столе в МИА «Россия сегодня» на тему: «Уникальное предложение»: с какими программами партии выходят к избирателям».
Основой мероприятия стало исследование, итоги которого представил руководитель практики политического анализа ВЦИОМ Михаил Мамонов.
Директор Центра политического анализа и социальных исследований Павел Данилин прочитал и проанализировал программы.
Свои оценки партийных программ представили также политический обозреватель радиостанции «Говорит Москва» Александр Асафов и руководитель экспертного совета Экспертного института социальных исследований Глеб Кузнецов.
В роли модератора выступила руководитель Департамента стратегических исследований и прогнозирования Экспертного института социальных исследований, ироничная Екатерина Соколова.
Согласно закону, партии, участвующие в выборах в Государственную Думу, опубликовали свои избирательные программы. Эксперты сравнили и оценили программные предложения: приоритеты и решения, актуальное и устаревшее, востребованное и противоречивое, удачное и провальное.
Судя по оценкам экспертов, партийные программы ориентированы на свою целевую аудиторию. Агитация электората и пропаганда партии идут как бы параллельно. Партийных лидеров обязывают выдвигать кандидатов в сравнимом с ЕР количестве для имитации конкуренции. Однако победа на выборах и последующая работа в органах власти требует совершенно различных инструментов, владение которыми носит взаимоисключающий характер. Это как если пианиста заставить работать дровосеком, или наоборот. Популярность партии отражает динамическую приверженность массового сознания к декларируемой идеологии. В итоге партия может получить депутатов в таком количестве и разноцветье, что способно подорвать ее собственные устои.
PR – дело тонкое, самим жертвам его действия малопонятны. Поэтому идет виртуозная игра, которую стоит изучать. Но и без того могу смело утверждать, что Россия – страна политически зрелая и может делиться опытом с любой признанной демократией.
Понятно, что участники круглого стола ориентированы прокремлевски и их голоса звучат необычно, даже нелепо на фоне доминирования на публичном информационном поле проштатовской позиции, фактически русофобской.
Однако не стоит забывать и тот факт, что тотальный посев на публичное информационное поле русофобских заготовок все больше расходится с доминантой массового сознания. В общественном филогенезе наблюдаются такие же ножницы, как в онтогенезе человека – половая зрелость молодеет, а социальная стареет. Обмен генетической информацией усиливается и ускоряется, но от этого ничего не рождается.
Российское общество вообще не склонно ни к консерватизму, ни к развитию, ему подавай благоустройство.
Если не отменить НДС, который давно предлагают заменить на налог с продаж, развития производства не будет. Аналогично его блокирует «экологическая повестка», не имеющая ни малейшего отношения к экологии. Пока в мире будет НАТО в блоке с ЕС, о безопасности можно забыть. Если выгнать из России иностранные фонды, раздающие деньги за изъятие детей из семьи, поддержка семьи и рождаемости останется в значительной степени пустой тратой денег.
Кризис семьи невозможно преодолеть из-за пропаганды межполовой розни. Пока национальные СМИ остаются под внешним контролем, все это нереально. В частности, молодежь остается чуждой и враждебной национальным задачам.
Партии вербуют молодежь в свои ряды, и в общем это получается, но на утраченный молодежный электорат не замахиваются.
Программа импортозамещения приложений для гаджетов захлебнулась. Резкий рост информационного взаимодействия online остается на технически устаревших платформах под контролем США.
В Китае это направление сделали государственной задачей и выиграли молодежь, хотя там тоже устаревшее производство. В России ни одна партия о таком даже не заикается.
Все партийные программы разваливаются на две группы. С одной стороны – античеловечные. Грубо говоря, надо закрыть производство, но не возвращаться в пещеры и ни в коем случае не одеваться в шкуры животных, но есть и носить исключительно синтетику, которую поставит Запад. Логики тут нет.
Но ее нет и в популистских призывах к недостижимым идеалам суверенности. Без механизмов исполнения это не более чем прощупывание общественного мнения. Что само по себе чрезвычайно важно на фоне либеральных опросов типа «Готовы ли вы уехать из страны хоть тушкой, хоть чучелом?» и оголтелой пропаганды борьбы с коррупцией.
Я не знаю, есть у кого-то из партий в программах борьба с коррупцией или за права человека Навального и прочих иностранных наемников, на словах всего этого не слышно. России реально надо бороться с коррупцией и против нарушений прав человека, причем акцентироваться на США, которые служат рассадником и того, и другого, потому свои усилия борьбы направили на Россию.
С точки зрения степени проработанности партийных программ, они тоже разваливаются на две группы. Наиболее проработанная и продуманная в плане исполнения вплоть до бюджетирования – программа ЕР. Она же самая большая, 86 тысяч печатных знаков. Это примерно десятая часть романа «Преступление и наказание». Программа ЕР основана на предложениях избирателей и президента, она фактически является планом развития страны.
Из этого Данилин сделал вывод, что ЕР остается становым хребтом государства. Будущее наше блистательно и неотвратимо.
И все бы хорошо, но фракция-монстр подобна аккумулированной атомной энергии. Ее используют как для принятия деструктивных решений типа сборов на капремонт или законов по реализации Парижского соглашения, так и против множества более мелких деструктивных решений, которые сыплются на страну потоком через Думу.
Отчаянная попытка команды Вячеслава Володина запустить механизм расходной части бюджета до реализации не дошла. Но и хуже не стала. Сама попытка стала возможна благодаря инструменту ЕР, финансово-экономическому блоку правительства пришлось подчиниться и встроиться в тенденцию со своими инициативами.
Из наращивания строительства жилья ничего не получилось кроме стройки ради стройки. Жилье остается инвестиционным инструментом, но никак не жильем.
Силами единороссов под управлением Вячеслава Володина и Петра Толстого при активной роли эсера Галины Хованской удалось переформатировать закон о реновации для Москвы. В нативном варианте он больше напоминал закон о выселении из Москвы, причем такие попытки были и до него. Потом голосами ЕР принят закон реновации для России – в интересах застройщиков при отсутствии достаточных гарантий для жильцов.
При активной поддержке Володина Дума приняла закон о запрете иностранных финансовых инструментов для чиновников и кандидатов, который исполнить невозможно. Получив информацию из Центробанка уже после регистрации партийных списков, Центризбирком сумел уговорить почти все партии решить вопрос без шума и пыли.
Две партии не согласились. В тот же четверг ЦИК направил иски в Верховный суд по шести кандидатам «Партии Роста» и одному от партии «Свободы и справедливости».
Вопрос по «Яблоку» висит. Но даже если он будет как-то решен, никакой гарантии нет, что и дальше не поступит левая информация об иностранных финансовых инструментах.
Заседание ЦИК началось с прецедента: постановлением комиссии об исключении за связь с экстремистской организацией кандидата Льва Шлозберга из списка партии «Яблоко» было исполнено решение Мосгорсуда.
Шлозберг отрицал свою связь с экстремизмом. Что удивительно, Элла Памфилова с ним согласилась. Николай Левичев не мог скрыть недовольства. Похоже, в чем суть экстремизма кандидата, проинформировать членов ЦИК не удосужились, и они голосовали втемную.
Отсюда понятно, что предвыборные программы сами партии сейчас волнуют меньше всего. Рекорд мини-программы – 3300 знаков. Для сравнения: эта моя заметка втрое больше.
В конце заседания ЦИК Евгений Колюшин передал Памфиловой подарок из Вологды, где не было крепостного права, куда не дошли ни Орда, ни фашисты.
Подарок предназначен для борьбы за чистоту выборов и оказался декоративно оформленным веником.
Памфилова обрадовалась: «Поскольку меня давно ассоциируют с ведьмой, метла мне подойдет, буду ходить с ней. Спасибо за подарок».
Предпочтение Памфиловой любить своих мучителей мне непонятны. Надоело слышать из всех утюгов одни и те же фамилии: Навальный, Шлозберг, Мельконьянц. За этими людьми стоят мощные ресурсы, юристы, копирайтеры и аналитики. Самостоятельных целей у них нет, наемники выполняют чужую задачу. Ее сама Памфилова сформулировала как «снести выборы». При этом отметила, что все атаки идут из одного центра.
Чтобы организовать, провести и выиграть выборы, приложить силы, вложить ресурсов нужно намного больше. Выделяется их намного меньше. Поэтому партии экономят на всем, включая программы. Если партий-участников выборов 14, то число НКО-иноагентов против выборов на порядок больше.
Пока я писал заметку, «Эхо Москвы» дало в эфир угрозы Жириновского закрыть «радио Венедиктова». Ярость вождя вызвал тот факт, что система ЕПГУ mos.ru не зарегистрировала его на дистанционное электронное голосование, отправив данные Владимира Вольфовича на дополнительную проверку.
Возмущение лидера ЛДПР мне понятно, потому что я, например, смог зарегистрироваться на ДЭГ в итоге нескольких часов бодания с системой за несколько подходов к снаряду, включая часовой диалог с какой-то холоднокровной рыбой в лице службы поддержки, а также двух походов в МФЦ. Но и после подтверждения наличия у меня полной подтвержденной учетной записи на ЕПГУ мои данные тоже были отправлены на проверку.
Больше в плане взаимодействия с властью и ее органами после объявления пандемии нам не удалось ничего. Вызвать электрика в деревне, узнать решение суда по дачному участку или остановить действия судебного пристава по незаконно начисленному налогу напрямую через официальные сайты невозможно. Все это решается неформальными каналами, и в конечном счете зависает без решения в какую-либо сторону.
Вот такая же ситуация в стране и в мире. Ничего из того, что в ответ на мой вопрос в ЦИК обещал Минцифры Максут Шадаев, не реализовано. Планировать что-то в этом государстве невозможно, все представленное партиями – имитация кипучей деятельности в ответ на запрос, заложенный в наши мозги противоречивой пропагандой за и против России.
Лев МОСКОВКИН.