20 сентября 1934 года краснознаменный ледорез «Федор Литке» завершил поход, в ходе которого впервые в истории арктических плаваний прошел за одну навигацию весь Северный морской путь (от Владивостока до Мурманска).
На следующий день, 22 сентября 1934 года, в газете «Правда» было опубликовано приветствие участникам экспедиции ледореза «Литке». В нем, в частности, говорилось:
«Успехи экспедиции «Литке» свидетельствуют о прочном завоевании Арктики советскими моряками, о героической отваге, храбрости и большевистской организованности всего состава экспедиции и команды и о глубоких знаниях Арктики… В славном походе «Литке» мы видим прочный залог скорейшего превращения арктических пустынь в Великий Северный Путь нашей Великой Социалистической Родины».
Пароход «Федор Литке» относился к категории ледокольных, но существенно отличался от них: если носовая часть ледоколов выше ватерлинии обычно прямая, а ниже – скошенная под большим углом, что позволяет им не только таранить лед лобовыми ударами, но и вползать на него, чтобы давить собственным весом, то у «ледореза «Литке» носовая часть была заостренной, борта – прямыми, что позволяло судну резать лед, расталкивая обломки в стороны. Как уточняют эксперты альманаха «Военное обозрение», «Федор Литке» остался единственным образцом своего класса в мировом ледокольном флоте.
Из Владивостока «Литке» вышел 28 июня 1934 года. Как сообщалось в газете «Правда», «за 83 дня плавания он выполнил следующие задачи: выйдя из Владивостока 28 июня, после ожесточенной борьбы с тяжелыми льдами Чукотского моря 12 августа прибыл к островам Самуила для освобождения зимующих судов первой Ленской экспедиции. С 13-го в течение пятидневной упорной работы ледорез «Литке» взломал сплошной многолетний лед и вывел из ледяного плена три парохода: «Товарищ Сталин», «Правда» и «Володарский», дав им возможность вступить в строй для выполнения производственных заданий. Выполнив целиком задание партии и правительства, ледорез «Литке» сверх плана принял участие в проводке Карской экспедиции и оказал существенную помощь английскому пароходу «Марклин», сняв его с мели. Во время плавания «Литке» произведены всесторонние научные исследования, имеющие большое значение в деле освоения северных морей».
20 сентября «Литке» ошвартовался в Мурманске, оставив за кормой 6 тыс. миль, в том числе 1 тыс. 600 – во льдах. В правительственной телеграмме, переданной на имя капитана Николая Николаева, говорилось: «Горячо поздравляем и приветствуем участников экспедиции ледореза «Ф. Литке», впервые в истории арктических плаваний завершивших в одну навигацию сквозной поход с Дальнего Востока на запад».
24 сентября 1934 года в «Правде» был опубликован ответ экипажа корабля на правительственную телеграмму, в котором впервые товарищ Сталин был назван «Великим кормчим пролетарской революции». Как поясняют словари, «кормчий» – устаревший морской термин, обозначающий рулевого, однако после употребления этого «архаического термина» в ответе экипажа ледореза «Литке» он получил «вторую жизнь» и приобрел всенародную популярность.
«Краснознамённый ледорез «Фёдор Литке», выполняя постановление Совнаркома СССР, первым в истории арктических плаваний завершил в одну навигацию сквозной поход с Дальнего Востока на запад. (…) Победа одержана, трудности преодолены благодаря сплочённому коллективу, указаниям великого кормчего ленинской партии товарища Сталина и решений XVII партсъезда», – говорилось в опубликованной в «Правде» телеграмме, которую подписали начальник экспедиции Дуплицкий, капитан Николаев и помполит Щербина.
По мнению историков флота, главная заслуга ледореза «Литке» заключалась в том, что, пройдя Северным морским путем, он на своем примере показал методику продвижения в сложных условиях Крайнего Севера с поддержкой других судов и тщательной авиаразведкой. В 1935 году тем же маршрутом с востока на запад прошли пароходы «Искра» и «Ванцетти» и с запада на восток – «Анадырь» и «Сталинград».
На снимке: Ледорез Федор Литке
Фото из открытых источников