Сегодня, 18 декабря, исполняется 200 лет со дня рождения академика живописи Евграфа Семёновича Сорокина.
Когда будете в храме Христа Спасителя, непременно посетите нижнюю Спасо-Преображенскую церковь комплекса. Преклоните голову перед иконой Спаса Нерукотворного, расположенной напротив входа. Вы ее найдете сразу, ибо перед ней всегда горят свечи. Это единственное сохранившееся и вновь возвратившееся в возрожденный храм Христа Спасителя художественное произведение, написанное в конце 1870-х. Икона – своеобразный мостик, соединивший два храма Христа Спасителя. Тот, оригинальный, освященный в 1883 году и разрушенный 5 декабря 1931 года, и новый, возрожденный уже в наше время (освящен в 2000 году).
Автор лика Спасителя – художник Евграф Семёнович Сорокин (1821-1892) – уроженец посада Большие Соли Костромского уезда Костромской губернии (ныне поселок Некрасовское Ярославской области). Родился в семье мещанина Семёна Тимофеевича Сорокина и его жены Веры Ивановны. В семье было 13 детей. Возможно, Евграф был старшим ребёнком, ибо в момент его появления на свет отцу было 22 года. Первые навыки в искусстве будущий художник получил у ярославского живописца И. Ф. Телегина, расписывавшего храм в Больших Солях. Затем сам начал расписывать храмы в своем родном посаде и в Ярославле. Судьба благоволила юному таланту. В 1841 году в Ярославле готовились к визиту императора Николая I. Сорокин в это время расписывал там храм Воскресения. Священник храма И. П. Тихомиров посоветовал молодому талантливому живописцу написать к этому событию картину на тему: «Пётр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца». Евграф следует совету Иллариона Петровича.
Картина была преподнесена императору. Николай I заметил талант Сорокина и, следуя примеру своего великого предка, «высочайше повелел… для дальнейшего усовершенствования в живописи принять [юношу] в Академию художеств на счёт Его Величества». В этом же году Сорокин был уволен из мещанского сословия и зачислен вольноприходящим учеником Академии художеств с денежным пансионом 350 рублей в год серебром из Императорского кабинета. Учился Евграф в классе профессора живописи А. Т. Маркова. Ежегодно получал академические награды, а в 1849 году его программная картина «Ян Усмарь останавливает быка» была удостоена золотой медали I-го достоинства. Эта награда давала автору право на заграничную поездку. В 1850 году в качестве пансионера академии он отправился в Германию, затем в Бельгию, Францию, Испанию, Сирию и Египет, осматривая и изучая по пути всё замечательное, «что касается до художеств».
Много работал: написал несколько картин, исполнил шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной Вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди в русской православной церкви св. Александра Невского в Париже. Особенно плодотворным было пребывание в Испании, где Сорокин прожил три года. Известны его картины «Испанские цыгане» (1853) и «Нищая девочка-испанка» (1852), которые можно видеть в Государственной Третьяковской галерее.
В 1859 г. Евграф Семёнович возвратился на родину и поселился в Москве. Здесь он поступил на службу в Московское училище живописи и ваяния и до самой смерти оставался одним из ведущих преподавателей училища. Наряду с педагогической деятельностью, Евграф Семёнович продолжает писать. Им созданы картины «Развал» (Третьяковская галерея), «Портрет матери» (Русский музей).
В 1861 году за написанное в Италии «Благовещение» Императорской Академией художеств он удостаивается звания академика живописи.
В 1870-х годах вместе с другими известными живописцами Сорокин участвует в росписи интерьеров храма Христа Спасителя в Москве. Им выполнены работы в главном иконостасе храма и иконостасе придела во имя св. Александра Невского; два клиросных образа: в правом клиросе – образ Нерукотворного Спаса, писанный художником с образа, находящегося в церкви Спаса, что за золотой решёткой, в Кремле, в левом – образ Владимирской Богоматери – снимок с образа, находящегося в Успенском соборе. Эти две иконы, а также образ Спаса для плащаницы были созданы художником безвозмездно.
В 1875 году Сорокину был передан большой заказ на роспись парусов храма Христа Спасителя, который не успел завершить ректор Императорской Академии художеств профессор Ф. А. Бруни. Фёдор Антонович должен был создать на парусах храма восемь изображений: на северо-восточном – Преображение Господне, а под ним евангелиста Луку; на юго-восточном – Вознесение Господне, а под ним евангелиста Иоанна; на северо-западном – Воскресение Господне, а под ним евангелиста Матфея; на юго-западном – Сошествие св. Духа на апостолов, а под ним евангелиста Марка. Бруни умер в августе 1875 года, оставив работу, по отзывам экспертизы, далеко неудовлетворительною. Вследствие чего приглашен был академик Сорокин. Несмотря на то, что в храме работали такие талантливые художники, как Генрих Семирадский, Василий Петрович Верещагин, Иван Крамской, Василий Суриков, Фёдор Бронников, Илларион Прянишников, именно Сорокину доверили завершить (на деле — написать заново) росписи на парусах.
С заказом Евграф Семенович справился успешно. В общей сложности им было выполнено по храму более 30 работ. Напряженный труд имел для художника очень неприятные последствия. В отделе рукописей Российской государственной библиотеки сохранилось интересное письмо Сорокина помощнику главного архитектора храма С. В. Дмитриеву от 19 декабря 1878 года: «… имею честь немедля довести до Вашего сведения, что обретаюсь в инвалидном положении […] калекою. Доктор объявил, что у меня вследствие усиленных занятий сильное расстройство нервов. И жаба в груди и от этого болит грудь и все члены. Что боли эти совсем не ревматические, как я предполагал, а чисто нервные. Посему и предписано мне лечение водяное. Что и будет испробовано. Как только будет маленькая возможность, я явлюсь к Вам».
Из-за болезни Евграф Семёнович несколько выбился из графика работ. Тем не менее, как записано в журнале Императорской академии художеств за 1878 год, «… за исполненную живопись по картонам профессора Бруни, впрочем, им изменённым, в парусах купола храма Спасителя в Москве, и по собственной композиции изображения святых – в северном крыле храма» (придел Александра Невского) Е. С. Сорокин удостоен звания профессора. А в 1883 году за участие в сооружении храма Христа Спасителя в составе большой группы художников, «… профессор, коллежский советник Евграф Семёнович Сорокин удостоен ордена Святой Анны 3 степени».
Роспись храма Христа Спасителя, которая продолжалась почти два десятилетия, была безжалостно уничтожена в один день двумя взрывами.
В возрожденном в наши дни храме живопись воссоздана современными художниками по сохранившимся эскизам, картонам, фотографиям. Теперь мы имеем возможность видеть сюжеты, которые почти полтора столетия назад были исполнены Сорокиным.
К счастью, чудом уцелела икона Евграфа Семёновича Сорокина «Спас Нерукотворный», находившаяся в правом клиросе храма. Незадолго до взрыва её вынес последний настоятель храма, один из лидеров обновленчества митрополит Александр Введенский (1889-1946) и спрятал дома. Когда же в 1999 году храм Христа Спасителя был воссоздан, потомки вернули картину законному владельцу. И теперь мы можем видеть её в нижней Церкви Спаса-Преображения в комплексе храма Христа Спасителя в Москве. В самом же храме, справа от алтаря, где первоначально находился оригинал, теперь находится современный “список” с него.
Роспись храма Христа Спасителя, пожалуй, была последней большой творческой работой Сорокина. Далее всего себя он посвятил преподавательской деятельности в московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были: Сергей Иванов, Владимир Маковский, Валентин Серов, Константин Коровин, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, Илларион Прянишников, Алексей Корин и другие. Долгие годы Евграф Сорокин попеременно с Василием Перовым вел здесь натурный класс.
Умер художник 29 (17) февраля 1892 года в Москве, в своей квартире в здании училища живописи, ваяния и зодчества, и был похоронен на московском кладбище при Покровском монастыре. Захоронение художника не сохранилось: в первой половине 1930-х на месте кладбища был разбит Таганский сквер. (Возрождённый в конце прошлого века Покровский монастырь известен тем, что в нём находятся мощи одной из самых почитаемых Русской церковью святых – блаженной старицы Матроны Московской).
Имя академика живописи Евграфа Семёновича Сорокина, так много сделавшего для русского искусства, воспитавшего десятки известных живописцев, предано забвению. Тем не менее, он жив в своих немногочисленных картинах, жив в воспоминаниях своих учеников.
В «Воспоминаниях» художник Константин Коровин так писал о своем учителе: «Вот, что я помню. Когда он приходил в класс, то главное заключалось в том, что он поправлял рисунок и говорил: «Рисовать не умеете все вы, писать тоже. Дай сюда кисть», — и когда брал палитру с положенной кистью, то, помешав ее с киноварью, проводил ею сверху, от головы до следков, изобразительной линией рисунка, делая мгновенно этюд ваш живым — с серьезной бодростью крепкой формы, и не было ошибки в размерах бегущей линии. По неумению нашему лепить цельное мы вновь бесконечно писали на этих замечательных поправках, и вновь приходил Евграф Семенович и говорил: «Ты глуп, ничего не понимаешь». Правда, это было сверх нашего понимания. Я думаю, эти поправленные рисунки Евграфом Семёновичем есть его лучшие произведения».
Ольга Давыдова,
член Союза журналистов России.
На снимке: Евграф Сорокин, журнал «Всемирная иллюстрация», 1884 год.