В маленьком московском театре «Человек» – большая премьера. Режиссер-экспериментатор Скворцов поставил мультимедийную психопатологическую драмеди «Аномальная Лиза» на трех актеров по мотивам произведений известного американского сценариста Чарли Кауфмана и писателя Франца Кафки.
В спектакле есть легкая японская эротика и нежная постельная сцена, грустный еврейский юмор и множество драгоценных деталей, на которые всегда обращает особое внимание режиссер, и конечно, любимая тема Чарли Кауфмана – мытарства невротика.
Скворцов виртуозно использует мультиэкраны и изобретательно задействует талантливого молодого актера Феликса Мурзабекова, который играет больше десяти ролей сразу. Настоящая японка в спектакле поёт национальную песню печально и аутентично, а лекция карьерного коуча напоминает больше нагорную проповедь. «У каждого было детство и каждый хочет быть любимым», – вещает он скучающим людям, потом сбивается, говорит только о себе, но все равно о людях. Потому что все слушают, но никто никого не слышит.
Настоящий большой артист Анатолий Кот здесь настолько реалистично играет человека с целым спектром нервных расстройств и причуд – от обычной мизантропии до сложных слуховых галлюцинаций, – что ему веришь мгновенно. Это актер с органикой Джека Николсона, с его адским обаянием и ангельским разочарованием в людях. Его герой, Майкл Стоун, писатель, написавший книгу по работе с клиентами, приезжает в очередной город, в обычный отель, чтобы прочитать лекцию на эту тему.
Как и любой мужчина, в голове он держит сразу трех женщин. Ему звонит жена, он звонит бывшей, а еще он встречает прекрасную незнакомку Аномальную Лизу. У нее родимое пятно на пол лица, она трогательная как весенняя веточка, абсолютно живая, смешная и естественная (великолепная работа Ирины Максимкиной, которая играет как дышит).
И вот здесь выясняется, что любовь – это всегда неловкость, выпадение из правил, нарушение привычных нейронных связей и всегда аномалия. На какое-то время главному герою кажется, что среди толпы призраков, которые все на одно лицо, она одна настоящая и только ей он может доверять, полюбить и быть счастливым. Но потом и эта иллюзия пропадает, и Майкл Стоун остается один на один со своим аномальным миром, тонущим в галлюцинациях.
Увидеть живую химию, рождающуюся между актерами в интимном пространстве маленького театра, погрузится в мультивселенные Мурзабекова, который здесь как Малкович/Малкович един во всех лицах, услышать, как поет Ирина Максимкина и поддаться искренности сумасшествия Анатолия Кота нужно и можно только лично. Следующие спектакли пройдут уже в новом году, 21 – 23 января.
Мария Чемберлен.
Фото Дарьи Волковой