ТОП-7: старое доброе новогоднее кино

Новогодние посиделки – это традиционные семейные просмотры фильмов, которые мы любим за то, что они заряжают нас позитивом и хорошим настроением. Так уж сложилось, что сразу три новогодних фильма, попавших в наш ТОП-7, сняты замечательным российским режиссером Эльдаром Рязановым, девяностопятилетние со дня рождения которого мы будем отмечать в наступающем году.

Итак,  какое кино предпочитают смотреть россияне под новый год?  Все представленные фильмы вы хорошо знаете и любите, поэтому мы решили сделать акцент на мало известных фактах, сопровождавших их съемки.

«Ирония судьбы, или С легким паром!»

Главное новогоднее кино в России. Картина Эльдара Рязанова – настоящая жемчужина, которая всегда будет в цене, великолепный антидепрессант на все времена. Необыкновенная история  Жени Лукашина, столь плодотворно сходившего с друзьями в баню в Москве, хорошо смотрится,  как наедине с самим собой под бокал доброго красного вина, так и под пенящееся шампанское в веселой компании друзей, предающихся ностальгическим воспоминаниям о советском прошлом, или в  теплом семейном кругу  под чаёк с тортиком и бабушкиными пирожками.

В свое время режиссер картины Эльдар Рязанов рассказывал, что «Ирония судьбы» родилась из анекдотической истории, которую они услышали с Брагинским в какой-то компании. «Некий мужик, — приоткрыл тайны  создания своего бессмертного киношедевра Эльдар Рязанов, — забежал к друзьям, которые праздновали день рождения, и  наклюкался. В той компании был юморист, предложивший отвезти пьяного в стельку  приятеля на Киевский вокзал, снабдив его портфелем с веником и бельем. Что и было проделано. Бедолагу погрузили в вагон поезда на третью полку, сунув десятку проводнице, чтобы она закрыла глаза на это безобразие, и вот — наш герой уже в Киеве. Обстоятельства своего путешествия он не помнил напрочь, что добавляло веселья в эту ситуацию.  Мы написали пьесу за двенадцать дней».

«Карнавальная ночь»

Еще одна жемчужина в  ожерелье новогодних  фильмов, авторство которого принадлежит  Эльдару Рязанову. Сценарий картины был написан вообще за десять дней.  Зато съемочный процесс протекал совсем не гладко. У Эльдара Рязанова, в то время еще совсем молодого человека, сложились непростые отношения с опытным оператором Кольцатым, считавшим себя в праве снимать по собственному почину дубли в отсутствие Рязанова  на площадке. На помощь молодому режиссеру неожиданно пришел маститый Игорь Ильинский, подчеркнуто уважительно относившийся к Рязанову, что переломило ситуацию в группе.  Но возникший перерасход средств при съемках незапланированных дублей стал причиной  внепланового сбора худсовета. Любопытно то, что никто из членов  того худсовета, людей бывалых и уважаемых, в комедийном жанре никогда не работал. При просмотре чернового материала мнения корифеев разделились. Сергей Юткевич, например, назвал увиденное  «чудовищной пошлостью». Зато умница Иван Пырьев,  руководивший студией, человек авторитарный и достаточно жесткий, не  согласился  с мнением большинства и обратился к неприкасаемому авторитету Михаилу Ромму. Ромм, внимательно отсмотревший материала,  пришел в  полный восторг, искренне смеялся и всячески поддержал  Рязанова и Пырьева. В итоге  картина стала лидером советского проката, а исполнительница главной роли Людмила Гурченко  — звездой отечественного экрана.  Эта работа, кстати,  положила начало дальнейшему сотрудничеству Рязанова и Ильинского, еще раз встретившихся на  съемочной площадке в фильме   «Гусарской балладе» через шесть лет.

«Гусарская баллада»

Самым любопытным в истории создания этого фильма, были, пожалуй, актерские пробы. В главной роли поручика Ржевского, Рязанов  хотел бы видеть Сергея Юрского. При том, что пробовались Вячеслав Тихонов, Александр Лазарев  и Юрий Яковлев. Но и директор Владимир Сурин, возглавлявший студию «Мосфильма», и Иван Пырьев, искренне считали Юрского недостаточно красивым. В противовес Юрскому, Яковлев в их глазах был настоящим гусаром!

На роль Шурочки  пробовалось очень много артисток – тут нужно было быть женственной и уметь скрывать эту женственность полностью под гусарской формой, нужно было уметь скакать на лошади, петь, фехтовать и танцевать.  Людмила Гурченко,  пробовавшаяся на эту роль, была в том момент не в лучшей форме. В фигурах очаровательных Алисы Фрейндлих и Светланы Немоляевой было нечто предательски женственное.  А вот вполне спортивная третьекурсница ГИТИСа Лариса Голубкина  вполне могла сойти за хорошенького юношу. Тем более, что она все схватывала на лету. Сама Голубкина утверждает, что ей прекрасно  удалась эта роль, потому что она «действительно в ту пору была девицей».

Против идеи, чтобы Кутузова сыграл Ильинский, воспротивились как сам артист, посчитавший эту работу слишком мелкой и проходной, так и директор «Мосфильма» Владимир Сурин, решивший, что сложившееся к тому времени комедийное амплуа Ильинского дискредитирует образ великого полководца.  Но Рязанов к тому времени уже научился обходить мелкие административные рогатки: он снял на уходящей зимней натуре эпизод с участием Кутузова-Ильинского. А после того, как снег растаял, поставил перед фактом всех, что поезд ушел и заменить исполнителя в большой зимней сцене уже невозможно.

«Эта веселая планета»

В советское время созвездие Альфы Центавра  почему-то наиболее часто служило объектом пристального внимания фантастов. В этом веселом комедийном фильме герои  также прилетают  на Землю именно с этого созвездия и  сразу же попадают на  Новогодний праздник в Академгородок. Будучи уверены, что станут причиной ажиотажа и объектом внимания из-за своих космических костюмов, они сталкиваются с тем, что новогодний карнавал уравнял их шансы: теперь им приходится доказывать свое внеземное происхождение.  Лишенные эмоций пришельцы учатся на Земле чувствовать, плакать и любить. В картине прекрасна песня  композитора Тухманова, актерские работы Екатерины Васильевой, Виктора Сергачева, Леонида  Куравлева, Савелия Крамарова, Владимира Носика, Натальи Крачковской и целой когорты блистательных советских артистов, которые признаются, что «оторвались» на съемках этой веселой истории по полной.

«Джентльмены удачи»

В новогодние праздники мы  традиционно пересматриваем и в который раз восхищаемся виртуозной работой великолепных советских артистов, создавших образы Доцента, Хмыря, Косого и Василия Алибабаевича в фильме Александра Серого. Работы актерского квартета — Евгения Леонова, Георгия Вицина, Савелия Крамарова и Раднэра Муратова — никого не оставляют равнодушными. Их талант  немало способствовал тому, что произносимые ими выражения стали крылатыми, ушли в народ и прочно там поселились. «Кто же его посадит, он же памятник», «А ну, канай отсюда!»,  «Рога поотшибаю, пасть порву, моргалы выколю! Всю жизнь работать на лекарства будешь!»,  «Сарделька, сосиска, редиска! Навуходоносор! Петух гамбургский!», «Снег башка попадет, совсем мертвый будешь» и прочие. Между прочим, вы, видевшие картину много раз, действительно уверены, что знаете фильм во всех подробностях? Тогда ответьте, в каких сценах на экране  в этой комедии появляются ее сценаристы — Георгий Данелия и Виктория Токарева? А? Э-э… А они там есть. Оба!

Если присмотритесь повнимательнее, то обнаружите Георгия Данелию в мужчине, проходящем мимо во время разговора Косого и Мишки. Во время этого  же разговора мимо них проходит женщина в светлой кепке – это и есть Виктория Токарева. В те благословенные времена, когда снимался фильм, авторы сценария еще регулярно выезжали на съемочную площадку. Мало ли какой диалог понадобится дописать экспромтом.

«Девчата»

В наступающем году фильму «Девчата» исполняется шестьдесят лет. Заканчивались съемки картины в декабре 1961 года. Они проходили в живописном поселке Яйва, тогда еще относящемся к Пермской области, в передовом в Советском Союзе леспромхозе. Сказочные заснеженные ели, огромные сугробы, морозный воздух — все это стало своеобразной декорацией к фильму.

Вообще, съемочной площадкой этой замечательной картины, стала чуть ли не вся страна. Мало кто знает, что поселок лесорубов – это декорация, созданная в  павильонах «Мосфильма». Снималась картина в том числе  и на Мосфильмовской улице, где перед съемками высадили около трёхсот деревьев и возвели декорации посёлка с вывеской «Леспромхоз». Было и такое – съемочный процесс сопровождался не вырубкой, а посадкой деревьев в центре города!

Натурные съемки велись и на Урале, в районе реки Чусовая. Обратите внимание: герои смотрят газету с размещенной фотографией Ильи, и там видно название «Чусовской рабочий». Но тридцатиградусные морозы заставили группу переехать и снять несколько небольших сцен под Тверью.  А были сцены, которые и вовсе снимались в Ялте.

Легендарную песню «Старый клен», которую столь часто поют в компаниях на новогодних и прочих семейных посиделках, написали Михаил Матусовский и композитор Александра Пахмутова, а спели ее актеры Люсьена Овчинникова и Николай Погодин.

На премьере «Девчат» в Доме кино  были все исполнители главных ролей, кроме Инны Макаровой. Актриса обиделась на режиссера за свою героиню Надю, которая по сценарию все-таки, оказывается,  рассталась с Ксан Ксанычем. Ее героиня, которой «скоро двадцать восемь, а в таком возрасте за кого угодно пойдёшь», расстается с нелюбимым женихом. Режиссер Юрий Чулюкин при монтаже эту сцену выкинул, чем кардинально изменил образ Нади.

Любопытно, что в конце девяностых годов режиссер и исполнительница роли Анфисы Светлана Дружинина даже вынашивали идею снять продолжение «Девчат». Не случилось. Может, и к лучшему….

Ну, и традиционный курьез – советское  киноначальство посчитало «Девчат», лишенных пафоса и масштаба советских строек,  «чересчур бытовой и мелковатой», присвоив лишь третью прокатную категорию. Но зрители в очередной раз проголосовали за фильм рублем, сделав его лидером советского кинопроката:  в 1962-м комедию с удовольствием посмотрели тридцать пять миллионов человек.

«Новогодние приключения Маши и Вити»

Без этой продвинутой в техническом отношении истории, помнится, не обходился ни один Новый Год для советской детворы. Этот фильм мы любили бесконечно. Герой картины, младшеклассник Витя, верит только в науку и технику, а героиня — девочка Маша, напротив,  верит в чудеса. Маша случайно волшебным заклинанием оживляет ростовую куклу Дедушки Мороза, и  тот отправляет их в сказку, в которой, как водится, нужно спасать Снегурочку от Кащея. Дед Мороз предлагает детям всем помогать,  самим надеяться только друг на друга и не теряться в трудную минуту. Особым шиком было то, что нечистой силой в фильме были участники ВИА «Дикие гитары», причем пели все – и Баба-Яга, и Леший, и Дикий Кот Матвей. Это, конечно, подкупало бесконечно. Но и герои тоже были не промах, мозги у Вити варили прекрасно: от Бабы-Яги они улетали на ступе, Лешего поражали с помощью самодельного электрошокера, а Кота отвлекали механической мышкой.

Елена Булова.

На фото — кадры из фильмов

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x