Новые законы и оксюмороны. Часть вторая. Лиса в курятнике

Продолжая обсуждение новых законов, на первое место придется поставить бюджет. И депутаты, и сенаторы тратят много сил и времени на бюджет и сопутствующие законы. В результате все, включая недовольных по разным причинам, гордятся тем, что получилось.

Итак, обсудим следующие пункты из списка законов, вступающих в силу в январе наступившего 2022 года (предыдущие девять можно посмотреть во вчерашней публикации «Московской правды»).

  1. Федеральный бюджет

Основные характеристики федерального бюджета на 2022 год определены исходя из прогнозируемого ВВП в размере 133 328 млрд рублей и инфляции, не превышающей 4%. Прогнозируемый общий объем доходов составляет 25 021,9 млрд рублей, расходов – 23 694,2 млрд рублей, профицит запланирован в размере 1 327,7 млрд рублей.

«Бюджет на 2022 год, в отличие от бюджета прошлого года, сформирован с профицитом. У нас есть возможность направить дополнительные средства на решение приоритетных задач – на социальную поддержку граждан, особенно семей с детьми», – отмечал председатель Государственной Думы.

Принятие бюджета неизменно сопровождается однообразными хроническими спорами. Единороссы говорят о сбалансированности бюджета и исполнении всех социальных обязательств. Оппоненты без надежды на успех требуют прекращения политики изъятий, Минфин при поддержке единороссов твердит мантры про подушку безопасности. Нелепо то, что это правда. Странно, однако: глобальный монстр удовлетворился подушкой, и вся морда в перьях, подобно лисе в курятнике.

  1. Оптимизация госзакупок

Количество конкурентных способов закупок сокращается до трех наиболее распространенных – конкурс, аукцион, запрос котировок. Другие исключаются, потому что они во многом дублируют порядок проведения открытого конкурса.

Госзакупки – один главных тормозов развития страны наряду с изъятиями ресурсов. Максим Рохмистров во время работы аудитором Счетной палаты показал, как изменения закона в сфере госзакупок постепенно приводят к коррупции как необходимому элементу исполнения закона. Передача темы от Минэка Минфину кардинального изменения не принесла.

  1. Регулирование в сфере профессиональных услуг на финансовом рынке

Банк России наделен полномочиями по регулированию, контролю и надзору в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке.

Лицами, оказывающими такие услуги, признаются бюро кредитных историй, лица, осуществляющие актуарную деятельность, кредитные рейтинговые агентства и аудиторские организации на финансовом рынке.

Устанавливается, что Банк России также ведет базы данных об этих лицах.

Намерение воспитать из россиян инвесторов имплементирует на русскую почву очередную североамериканскую идею, что наиболее вероятно будет способствовать отъему и стерилизации денег населения. В условиях непредсказуемой волатильности и запретительной ставки вряд ли возможно что-то иное.

  1. Изменения в законе о кредитных историях

Квалифицированные бюро кредитных историй, которые агрегируют информацию о долговой нагрузке граждан, должны будут указывать индивидуальный рейтинг заемщиков – числовое значение кредитоспособности, подсчитанное по методике Банка России. Ориентируясь на него, граждане смогут оценить свои шансы на получение кредита, а банки – понимать их реальную кредитоспособность.

Срок хранения записей кредитной истории сокращается с 10 до 7 лет.

Закон продолжает серию новаций, направленных на нормализацию финансово-кредитного рынка.

  1. Дистанционное открытие счета

Банки с универсальной лицензией обязаны обеспечить клиентам-физлицам возможность открывать счета (вклады) и получать кредиты в рублях через сайт или мобильное приложение банка после прохождения идентификации.

При этом официальный сайт и мобильное приложение банка должны отвечать критериям, установленным Банком России.

  1. Электронный документооборот в сфере автомобильных перевозок

Перевозочные документы (транспортная накладная, сопроводительная ведомость, заказ-наряд) теперь могут оформляться в электронном виде. Это позволяет увеличить скорость обмена документами, исключить их утрату или повреждение.

  1. Государственный кадастровый учет

Очередная государственная кадастровая оценка земельных участков будет проводиться спустя четыре года с момента проведения последней оценки. В городах федерального значения этот срок может сократиться вдвое, если соответствующее решение будет принято субъектом РФ.

При этом в 2022 году будет проведена внеочередная государственная кадастровая оценка земельных участков во всех субъектах РФ.

Состояние реестров и конкретно кадастра практически исключает исполнение закона, хотя намерением похвально.

  1. Оказание медпомощи по клиническим рекомендациям

Начинается первый этап перехода к оказанию медпомощи на основе клинических рекомендаций.

Медицинские организации обязаны обеспечивать оказание медпомощи на основе клинических рекомендаций. Это документы, содержащие основанную на научных доказательствах информацию о профилактике и реабилитации, вариантах медицинского вмешательства и последовательности действий медработника.

При появлении массовой заболеваемости коронавирусом федеральный центр устранился и не признавал реальной эпидситуации. Соответственно, рекомендаций по лечению не было и болезнь получила неформальное название «лёгочная чума». После объявления пандемии практическую медицину замучили клиническими рекомендациями. Новый депутат Михаил Делягин в конце 2021 года заявил, что даже в лучших клиниках только четверть умирает от COVID, а три четверти — от лечения.

  1. Изменения в Лесном кодексе

Меняется правовое регулирование отношений в области лесоустройства, связанных с рубками и подсочкой лесных насаждений, а также с использованием и сохранением лесов.

Кроме того, собственники древесины или уполномоченные ими лица должны будут оформлять электронный сопроводительный документ на ее транспортировку.

Еще одна неисчерпаемая тема. Для понимания ситуации достаточно знания о том, что деструктивные меры принимаются без закона, быстрее, креативнее и эффективнее.

  1. Штрафы за недостоверные данные о разливах нефти

Устанавливаются административные штрафы за неисполнение обязанности утвердить в установленном порядке план предупреждения и ликвидации разлива нефти, а также за предоставление властям недостоверных данных о таких инцидентах.

Для должностных лиц может быть назначен штраф до 30 тыс. рублей, для индивидуальных предпринимателей – до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – до 300 тыс. рублей. При повторном нарушении штрафы увеличатся.

Закон принят в рамках репрессивной налоговой политики. Негативные последствия очевидны, позитивные — нет.

  1. Умные счетчики

После вступления закона в силу будут устанавливать только интеллектуальные приборы учета электроэнергии.

Благодаря установке таких приборов гражданам не нужно будет самостоятельно передавать данные о потреблении электроэнергии. Умный счетчик будет отправлять эти сведения в управляющую или ресурсоснабжающую компанию.

Покупать счетчики самим не нужно. В многоквартирных домах их должны установить гарантирующие поставщики электричества, а в частных домах и на промышленных предприятиях – сетевые организации.

Нетрудно представить, какие ожидаются злоупотребления и саботаж исполнения закона в части обязанностей ресурсоснабжающих организаций. Опасения превращает в уверенность устранение из Совета Федерации Валерия Рязанского, который вел в парламенте тему счетчиков. Инна Святенко, преемник Рязанского на посту председателя комитета СФ по социальной политике, не обеспечила сохранение миссии Рязанского, причем не только по счетчикам.

  1. «Приземление» IT-гигантов

Иностранные интернет-компании с суточной аудиторией более 500 тыс. пользователей будут обязаны открыть в России филиал, представительство или уполномоченное юрлицо.

Как ранее отмечал председатель ГД Вячеслав Володин, у зарубежных компаний была возможность пойти по пути саморегулирования. «Не пошли. Значит, необходимо законодательное регулирование, в том числе введение соответствующих мер понуждения – экономических прежде всего», – сказал председатель ГД, отметив, что нарушителям новых требований грозят санкции: от замедления работы до полной блокировки.

Закон коснется тринадцати ТНК США, монополистов на поле Интернета. Аналогично МФО, ретейлу, ипотеке, бешенству тарифов ЖКУ и ценам на перевозки, российская власть пытается вогнать в правовые рамки все созданное для агрессивного нарушения закона и попрания права. То есть таких явлений, которые и не имеют морального права на существование.

Невозможно представить, что IT-гиганты физически смогут из-под государственной «крыши» США прекратить выполнение условий этой самой крыши даже в ущерб собственному имиджу. Эти компании созданы для глобального управления массовым сознанием и для выполнения задачи сокращения лишнего населения. Они получили гигантские преференции по сравнению с производством по капитализации. Естественно, они будут продолжать это делать любыми доступными способами независимо от их законности.

  1. Льготы для общепита

Увеличивается до 1500 человек предельное значение среднесписочной численности работников отдельных юридических лиц и ИП, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере общественного питания, в целях их отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Это значит, что больше предприятий общепита смогут рассчитывать на льготы для малого бизнеса.

Также услуги общепита, оказываемые через объекты общественного питания и при выездном обслуживании, не облагаются НДС.

Мне придется опять повторить, что непредсказуемость налоговой политики и еще более хаос депрессивного правоприменения не компенсируется никакими льготами. По факту бизнес в России сегрегирован на тех, кто может «нагнуть» Минфин, и кто не может. Соответственно, инструментов борьбы с произволом нет.

  1. Передача автору прав на изобретения, созданные на средства бюджета

Создан механизм вовлечения в рыночный оборот разработок, которые профинансированы государством. Устанавливается ограниченный перечень случаев, при которых права на такие разработки закрепляются за государством. В остальных случаях они должны быть переданы разработчикам. При этом за государством сохраняется право их безвозмездного использования для своих нужд в случае необходимости.

По замыслу авторов, закон будет способствовать развитию новых технологий.

Надо отдать должное упорной и грамотной работе Роспатента под руководством Григория Ивлиева. Однако за тридцать несоветских лет пора бы расстаться с розовыми мечтами о праве автора-изобретателя на справедливое возмещение. Все зависит от доброй воли политического руководства страны, использующей изобретение. Например, Китай выплачивал Владимиру Струнникову за генетику тутового шелкопряда. А Monsanto при политической поддержке руководства США вывезла из России сортовой и породный потенциал, авторского права в генетике и селекции не признает и к тому же ведет работы по внедрению гена стерильности мужчин в ГМО.

Цена вопроса настолько велика, что изобретатель оказывается в положении нищего с куском золота и без охраны. Люди не могут защититься от квартирного рейдерства, а в области интеллектуальной собственности защита по определению невозможна. Под угрозой оказывается жизнь изобретателя и его близких.

  1. Вино только из винограда

Запрещается использовать слово «вино» и его производные на этикетке в наименовании алкогольных напитков, полученных брожением не винограда. В противном случае продукция теперь является фальсифицированной.

Долгожданное и оправданное решение. Сложившийся глобальный теневой рынок фальсификата обязательно ответит. Для сравнения надо представить ситуацию с рыбой. Многолетняя война с дрифтерным ловом и импортом некачественной продукции из Китая, Вьетнама, Норвегии не способствовала появлению качественной рыбы отечественного вылова на прилавках Москвы. Для этого, прежде всего, нет рефрижераторов.

  1. Развитие туризма

На сайте Ростуризма будут вести специальный реестр турагентов. Это позволит гарантировать туристам безопасный и качественный отдых у проверенных поставщиков туристических услуг.

Также в России официально появится сельский туризм – посещение сельской местности или малых городов, где живет до 30 тыс. человек.

Тут тоже одного принятия закона явно недостаточно.

  1. Контроль за оборотом оружия

Росгвардия будет формировать и вести в электронном виде реестры лицензий и разрешений, где будут содержаться сведения о приобретении, экспонировании и коллекционировании оружия и патронов к нему. В реестре будут указаны, в частности, данные юридических лиц или Ф.И.О. гражданина, которому выдана лицензия или разрешение, его паспортные данные, основание и дата выдачи, а также срок действия документов на оружие.

Мера безусловно необходимая. Практика, однако, показывает, что случаях шутинга преодолеваются любые запреты. Исполнение этого и ряда последующих законов будет зависеть от внутриполитического климата в стране.

  1. Блокировка экстремистских материалов и сайтов по продаже поддельных документов

В соответствии с законом по инициативе Генерального прокурора РФ или его заместителей будет ограничиваться доступ к информационным ресурсам, распространяющим ложные сообщения об актах терроризма под видом достоверных, а также информацию, содержащую оправдание осуществления экстремистской деятельности, включая террористические действия.

Также будут блокироваться сайты, содержащие предложение о приобретении поддельного документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей.

Подлежать блокировке будут и информационные материалы организаций, деятельность которых запрещена в соответствии с законами «О противодействии экстремистской деятельности» или «О противодействии терроризму». Блокировать такие сайты по представлению Генеральной прокуратуры РФ будет Роскомнадзор.

Закон также подразумевает создание единой государственной системы биометрии. Положения, регулирующие порядок ее функционирования, будут утверждаться правительством РФ.

Все бы правильно, но мошенничество и его реклама растут и диверсифицируются быстрее блокировки.

  1. Объединение фондов ЖКХ и защиты прав дольщиков

Фонд защиты прав дольщиков и Фонд ЖКХ будут преобразованы в новую публично-правовую компанию «Фонд развития территорий» для реализации действующих функций и новых полномочий, определенных статусом единого института развития.

Предполагается, что фонд сможет обеспечивать комплексное развитие территорий на основании решений Правительства, выполнять одновременно функции застройщика и технического заказчика, осуществлять строительный контроль. Кроме того, к полномочиям фонда будут относиться защита прав и законных интересов граждан – участников строительства, содействие модернизации жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.

Закон вызвал возражения в обеих палатах Федерального Собрания. Понятно желание вместо решения проблем слить мертворожденный Фонд защиты дольщиков с как-то работающим Фондом ЖКХ. Эпидемия слияний и поглощений вузов, школ, ДЮСШ принесла проблемы и физическое горе. Страна приспособилась. Эпидемия продолжается и диверсифицируется.

Лев Московкин.

законы
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x