«Остатки былой цивилизации» на здании библиотеки университета имени Н. И. Пирогова

Часто, когда мы видим нечто мощное, величественное, но пришедшее в упадок, говорим: «остатки  былой цивилизации». Это выражение отлично характеризует уникальную огромную  мозаику «Исцеление человека»  на здании библиотеки Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова (улица Островитянова), более известного как «Пироговка» или Второй мед.

Не будем сейчас рассуждать о плохом и хорошем во времена СССР, всё было. Среди хороших явлений было безусловное уважение к науке со стороны обычных граждан и государства. За время бытности советского строя  стало возможно многое, о чем раньше  только мечтали. Сегодня, увы, идеал будущего, сотворённого человеком-тружеником, отсутствует, отношение к реальности более приземленное и прагматичное. Мы больше нацелены на потребление, а не на познание мира…

Но вернемся к мозаике. В этом году ей исполняется 43 года. Конечно, этот шедевр не разбит, не разрушен (хотя местами нуждается в реставрации), но вызывает некие щемящие сердце чувства утраты чего-то великого и прекрасного.

Мозаика была создана в 1979 году по эскизам  творческого тандема супругов Леонида Полищука и Светланы Щербининой, площадь мозаичного панно более 2 тыс. м². Мозаика занимает четыре стены библиотеки (каждая размером 12×44 м²). Творение мастеров посвящено медицине,  его части называются «Исцеление», «Спасение», «Рождение» и «Надежда», а всего мозаика содержит восемь сюжетов. В 1992 году панно присвоили статус объекта культурного наследия.

Как и многие другие работы художников, мозаика отличается экспрессивным пластическим языком и художественной выразительностью. Стиль можно определить как «магический реализм»: причудливые образы создают ощущение магии, сюрреализма из сферы бессознательного.  Одновременно мозаика показывает реальные, жизненные, понятные всем сцены рождения и жизни, боли и спасения. Специалисты считают, что на замысел авторов повлияло творчество мексиканских художников, но при этом мозаика на улице Островитянова выглядит как переосмысление, а не как копирование.

Тема  работы — врачебная практика, но сюжеты похожи на иллюстрации к научной фантастике и очень далеки от принципов социалистического реализма. Интересно, как мозаика смогла преодолеть господствовавший в официальном искусстве  этот главный принцип?  Модернистская архитектура здания  не  сочеталась с «официозом» помпезной живописи. Нужен был новый язык, который в 1970-е годы привел к абстрактному магическому реализму, коим и является самая выразительная постройка этого стиля — библиотека Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова.

В плане архитектуры всё просто: квадрат основания, над стеклянными поверхностями первого этажа массивным кубом лежат три верхних. А вот оформление библиотеки представляет какой-то невероятный синтез искусств. Реалистическая картина мира представлена с помощью фантастических композиций и скрытого символизма. Основная идея понятна, но детали дают простор воображению. Скачки масштаба, контрасты цвета и резкости позволяют изображению  восприниматься людьми с большого расстояния, притягивая взгляды проходящих по улице и побуждая их задуматься о хрупкости и уязвимости  человеческого существа. Каждое панно подписано причудливой типографикой.

Что видит прохожий? Первый сюжет — «Рождение».  Понятно всё: момент появления  на свет нового человека, рядом счастливая мать и врачи-акушеры. Сюжет «Надежда» — медицинская диагностика, аппаратура. Современные технологии дают больным шанс победить свой недуг, есть надежда на выздоровление. Сюжет «Спасение» показывает реаниматологов за работой, хирургов за операционным столом,  ленты с линиями кардиограммы. На панно можно увидеть множество изображений хромосом, что напоминает нам о невидимой части организма, которая играет решающую роль в нашей жизни.  Таинственный мир генетики влияет на то, какими мы рождаемся и какую жизнь проживем.

Интересен сюжет над окнами заднего фасада — искаженное болью лицо раненого человека. Вероятно, это является отражением сложного жизненного пути одного из ее создателей. Художник Леонид Полищук прожил нелегкую жизнь, прошел Великую Отечественную войну с 1942 года и до самого ее окончания, участвовал в Параде Победы 24 июня 1945-го и демобилизовался лишь в 1949 году. Награжден  многими орденами и медалями. Основная причина тревожного настроения заключается в том, что медицина связана со страданием и болью, к врачам идут с проблемами и бедой.

Панно «Исцеление человека» настолько отличалось от традиционных для СССР  мозаичных полотен, что художники долго  сомневались, будет ли воплощен их замысел.

Но не только врачи и пациенты запечатлены на мозаичных полотнах. Изображение раскрытых книг над главным входом восточного фасада указывает на назначение здания — научная библиотека, книгохранилище. Сюрреалистическое изображение летящих на посетителя книг и слов: ум, честь, доброта, знания, как главных добродетелей врачей.

На долгом творческом пути создателям панно довелось пережить подлинную трагедию – гибель своих работ, причем таких крупных, как мозаики в Москве и витраж в Уфе, росписи с Пушкиным в Царском Селе: они были уничтожены по воле идеологов КПСС. Неожиданная, непонятная образность, необычный  цветовой язык, художественная экспрессия не вписывались в  требования советских функционеров. К счастью, многие работы художников сохранились. По силе воздействия, символичности, точности эмоционального посыла их работы не имеют аналогов. Авторы убеждены, что воплощения в искусстве  достойны только вечные темы: рождение, материнство, смерть, боль, милосердие. А главный герой их произведений — противоречивая, полная страданий и героизма жизнь.

Михаил Ковалёв.

Фото автора