Россияне ничего не знают о «Мемориале»…

В это трудно поверить, особенно с учетом многочисленных откликов в прессе вот уже в течение двух месяцев, с начала суда над общественной организацией. Но факт есть факт. Подавляющее число наших сограждан ничего не знают ни о самой организации, ни о ее деятельности, ни о последних событиях с ней связанных.

В конце прошлой недели Мосгорсуд направил в правозащитный центр «Мемориал» (внесен в список иностранных агентов в 2016 году) мотивировочное решение приговора от 29 декабря 2021 года.

Выглядит это несколько странно. Ведь приговорами Верховного суда от 28 декабря 2021 года и Мосгорсуда от 29 декабря 2021 года общество «Международный Мемориал» и правозащитный центр «Мемориал» – ликвидированы. А теперь, через две недели с лишним – объяснение? Получается как в ковбойском анекдоте: «Вначале стреляй – потом разговаривай!»

Судья Михаил Казаков огласил решение о закрытии правозащитной организации без мотивировки. Ее обнародовали только сейчас. В ней говорится, что «Мемориал» ликвидирован из-за неоднократного отсутствия маркировки «иностранный агент» на части опубликованных материалов. Конечно, это так. Но, ввиду многочисленности материалов во всех российских областных, краевых и республиканских отделениях, – прегрешение вполне простительное, исправимое со временем, уже наказанное штрафом на сумму более 4 миллионов рублей.

Однако мы помним: прокуратура в СМИ и на процессе делала упор на том, что правозащитный центр «оправдывает» экстремистскую и террористическую деятельность. В мотивировочной же части приговора – только отсутствие маркировки «иностранный агент». То есть суд не принял во внимание второе обвинение прокуратуры – «одобрение» экстремизма и терроризма.

Как считают адвокаты, это может сыграть существенную роль при рассмотрении апелляции.

Но пока обратимся к другому вопросу – отношению россиян к происшедшему.

С учетом того, что вердикты Верховного суда РФ и Московского городского суда о ликвидации «Мемориала» вызвали определенный резонанс в мире, США, Канада, Австралия, Великобритания и 27 стран Европейского Союза выступили с совместным Заявлением, в котором призвали Россию пересмотреть это решение. Аналогичный документ принял Европейский суд по правам человека.

Одним словом, громкое событие. Но – для кого?

На самом деле есть основания утверждать, что большинство россиян о «Мемориале» почти ничего не знает. Ведь у нас всё становится повсеместно известным из передач государственного телевидения. Мы, несмотря на интернет-эпоху, все еще живем по давней остроумной присказке американских журналистов: «Если событие не показали по телевизору – значит, его вообще не было». И наше госТВ выбрало в данном случае испытанный путь – не обличать, а просто замалчивать. То есть вообще не упоминать.

С 8 ноября прошлого года, когда Московская городская прокуратура и Генеральная прокуратура РФ подали иски о ликвидации «Мемориала» и когда начался судебный процесс, в прессе, в социальных сетях стали появляться негодующие статьи. Общественные деятели выступали и выступают в защиту «Мемориала», выходят на одиночные пикеты. Вроде бы громкий резонанс. Но… Начнем с частного примера.

Через неделю после подачи исков правозащитник Юрий Самодуров рассказывал в эфире одной из радиостанций:

«Мемориал» возник в ответ на душевную боль еще в то время живых сотен тысяч, может быть, миллионов людей. То есть сотни тысяч бывших заключенных ГУЛАГа, которые в то время были живы, 1986–1988 год…. Кто сегодня выступает в защиту «Мемориала»? К сожалению, в основном люди пожилого поколения, люди, которые еще застали тех бабушек и дедушек, родителей, для которых это было очень больно… Сейчас ситуация другая, другой социальный контекст, другое поколение… Я несколько дней хожу в пикет на Пушкинскую площадь с плакатом «Не позволим никому закрыть «Мемориал». Подходят люди, вы не поверите, спрашивают: какой мемориал? Неужели памятник Пушкину хотят уничтожить?.. Милиция каждый раз интересуется: а что это за мемориал?»

Из одного примера, конечно, нельзя делать общие выводы. Но социологические исследования общественного мнения дают общую картину. Так, по данным декабрьского опроса 2021 года, о деятельности «Мемориала» знали «довольно хорошо» лишь 5% респондентов.

Причем, 5% не от всего населения России. Опрос проводился только среди граждан старше 18 лет. Значит, на самом деле – что-то около 3%.

Такова реальность.

Хуже того. В 2017 году социологи провели опрос: «Как вы думаете, оправданы ли человеческие жертвы, которые понес советский народ в сталинскую эпоху, великими целями и результатами, которые были достигнуты в кратчайший срок?»

Ответы:

Определенно да – 7%.

В какой-то мере да – 29%.

Затруднились ответить -14 %.

Итого – 50%.

Сейчас, наверное, еще больше.

Бывший начальник Управления КГБ-ФСБ по Москве и Московской области, генерал ФСБ в отставке Евгений Савостьянов пишет по этому поводу:

«Внимание к персоне Сталина и почитание его – важнейший показатель того, насколько вывихнуто массовое сознание. Жизнь своих предков люди ценят меньше доменных печей… Забывая, что они и без большевиков были бы построены».

Свой пост в фейсбуке Евгений Савостьянов предварил информацией:

«Данное сообщение (материал) создано и распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента. Теперь я так ПО СОБСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЕ маркирую свои тексты из солидарности с гонимыми порядочными людьми».

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.

Фото culture.ru

https://www.culture.ru/events/779336/den-pamyati-zhertv-politicheskikh-repressii-videoinformaciya-ne-mozhet-byt-zabvenya#materials

Добавить комментарий