Вчера, 25 марта, Преображенский районный суд Москвы отложил предварительные слушания по уголовному делу бывшего министра Михаила Абызова и 11 его соучастников, обвиняемых в создании преступного сообщества с использованием служебного положения и в мошенничестве в особо крупном размере. Им грозит до 20 лет лишения свободы. «Дело» длится уже 3 года.
Адвокаты заявили несколько ходатайств. В том числе об изменении меры пресечения пяти женщинам — Яне Балан, Екатерине Заяц, Галине Фрайденберг, Оксане Роженковой и Инне Пикаловой. Они находятся в СИЗО почти 3 года.
Суд объявил перерыв до следующей недели — для вынесения решения по всем заявленным ходатайствам.
Михаила Абызова, бывшего министра по делам «Открытого правительства», арестовали ровно три года назад, 26 марта 2019-го, через 10 месяцев после упразднения этой правительственной структуры. Арест наделал много шума в политических, государственных, предпринимательских кругах. Версий было множество, включая, разумеется, конспирологические.
Но всё скажет суд. Мы же остановимся на том, что общеизвестно.
О нравах и порядках последних 30 лет ярче всех конспирологических теорий говорит биография Абызова. Она во многом типична, и потому – показательна. Иначе говоря – зеркало истории и действительности.
Молодой человек, 1972 года рождения, без образования, специальности, профессии, в 18 лет занялся коммерцией, в 19 — 20 лет создал совместное российско-болгарское предприятие «ММБ-Групп», поставлял алкоголь, сигареты и продовольственные товары из Болгарии в Россию, Украину и Казахстан, стал брокером и имел огромные по тем временам деньги.
В 1993 году стал помощником депутата Госдумы. Учтем: 1993-й – кризисный год в жизни страны. Подавлен путч, распущен Верховный Совет, ему на смену пришла Госдума – новый законодательный орган власти. Принимается новая Конституция.
В 1995-м тот депутат стал заместителем министра экономики РФ, а его бывший помощник – учредителем, генеральным директором ОАО «Объединенная российская топливно-энергетическая компания», главой корпорации «Агропромконтракт». В 23 года.
В 24 года Абызов — фактический владелец «Новосибирскэнерго», большой региональной компании.
В 26 лет — заместитель председателя правления РАО «ЕЭС России». Заместитель самого Анатолия Чубайса.
Каким образом? Господь в единый миг наделил его великим даром и знаниями энергетика, экономиста, управленца – и все вокруг сразу же признали это и призвали его на высокие должности?
Но пойдем дальше.
В 29 лет, в 2003 году — председатель совета директоров компании «Российские коммунальные системы».
В 2005-м — генеральный директор ООО «Кузбассразрезуголь».
То есть еще и коммунальщик, и шахтер.
С 2007-го по 2012-й – глава и хозяин ОАО «Группа Е4», компании, которая проектировала электростанции, теплосети и энергосети, хранилища для ядерного топлива. Зарегистрирована была на Кипре.
В те же годы, 2007 — 2011 — председатель совета директоров OAO «Мостотрест», крупнейшей организации, строящей железнодорожные, автодорожные, городские мосты и путепроводы. А также член совета, заместитель, председатель совета директоров еще в добром десятке компаний.
К 2012 году Абызов уже долларовый миллиардер.
С января по май 2012 года — советник президента РФ Дмитрия Медведева.
С мая 2012 года – министр, куратор Правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства», которое создавалось для утверждения идеалов открытого государства, совершенствования управления, гражданского контроля, для обсуждения инициатив власти с общественными деятелями и экспертами. В общем и в целом — для генерации новых идей, выработки современного курса.
Казалось бы, во главе такой структуры должен быть человек с несомненным научным, управленческим, моральным авторитетом. Скажем, ученый уровня академика Аганбегяна.
В 2018 году «Открытое правительство» упразднили, Абызов уехал на свою виллу в Италии.
А 26 марта 2019 года бывшего министра задержали в его подмосковном доме.
Итак, кто он и ему подобные? Самородки, великие таланты, которые «без академиев все науки превзошли»?» Тогда почему же страна не движется семимильными шагами по пути прогресса?
Или они – подставные фигуры, через которых совершаются полутайные финансовые операции? Пешки, которых в случае чего отдают на съедение?
Но в действительности они и сами становятся реальной силой. Не просто министр, а еще и самый богатый министр, с состоянием в 1,3 миллиарда долларов по данным Forbes на 2012 год. Такие деньги сами по себе — огромная власть.
Суть, возможно, не только в деньгах.
Например, в 2012 году, после назначения Абызова на высокую правительственную должность, президент Российского союза промышленников и предпринимателей, бывший вице-премьер Александр Шохин в журнале Forbes отзывался о Михаиле Абызове так:
«Наличие собственного мнения и умение жестко его отстаивать может помочь Абызову стать успешным министром. Такая манера была присуща Герману Грефу, и он был не менее успешен, чем, например, опытный бюрократ Игорь Сечин, который предпочитает добиваться результата без особого шума».
Видите, в какому ряду упоминался Абызов.
Через две недели после ареста Абызова генеральный директор госкорпорации «Роснанотех», бывший вице-премьер Анатолий Чубайс в своем блоге написал:
«Арест Абызова вызвал целый поток злобного негатива о самом Михаиле… А вот для тех, кто хочет понять, а не поднять свой рейтинг, полезно узнать другую точку зрения».
И – привел высказывание председателя совета директоров инвестиционной группы «Русские фонды» Сергея Васильева, которое цитировали СМИ:
«Есть в этом что-то глобально несправедливое… Именно по лекалам «Открытого правительства» стали меняться методы работы Правительства. Появились понятия «федеральных проектов», «государственных программ». Новомодные сегодня «национальные проекты» это есть результат и той работы Михаила Абызова».
Вот как. Значит, «национальными проектами» мы обязаны Абызову? То есть он дал идею, а воплощало – правительство, вся страна.
Национальные проекты не дали ожидаемых результатов. То ли разработка идей изначально была плохая, то ли их воплощение…
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.
На снимке: Михаил Абызов в зале суда.
Фото пресс-службы Мосгорсуда