Законопроект, принятый Госдумой во втором чтении, угрожает природе Лосиного острова

Вчера, 19 апреля, Госдума во втором чтении приняла правительственный законопроект об отмене ограничений на строительство в особо охраняемых природных территориях. Под угрозой находятся все особо охраняемые природные территории России. После первого чтения в парламент поступило 12 тысяч писем протеста.

 В Пояснительной записке к законопроекту обращает на себя внимание мотивировка. Дескать, это меры «по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, <…> по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций».

Каким образом отторжение заповедных земель под стройки станет ответом на санкции Запада?

Защитники природы, экологические активисты видят в законопроекте  № 94578-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» прежде всего победу промышленно-строительного лобби. Например, будет еще больше возможностей по вырубке лесов «Байкальской природной территории» в зоне Байкало-Амурской магистрали. Всё это – в дополнение к принятому в 2020 году закону об отмене экологической экспертизы при строительстве объектов, возводимых на особо охраняемых природных территориях регионального уровня. Этим же законом отменена до 31 декабря 2024 года экологическая экспертиза не только на региональных, но и на федеральных заповедных территориях. На Байкале – в целях «увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей».

При этом закон 2020 года и нынешний законопроект противоречат принципам и нормам Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», закона «Об охране озера Байкал» и другим федеральным актам о защите природы.

Речь идет обо всех особо охраняемых природных территориях России. Как считают экологи, помимо Байкала, в первую очередь будут застраивать заповедные природные территории в Москве, Подмосковье и в Санкт-Петербурге. Так, много лет длится противостояние Министерства природы и общественников с Росавтодором. По проекту Росавтодора намечалось, что дорога-дублер Щелковского шоссе пройдет по территории Лосиного Острова, где живут лоси, пятнистые олени, кабаны, зайцы, птицы, занесенные в Красную книгу. Хотя по федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» запрещено отчуждать земли национальных парков, заповедников и заказников, находящихся в федеральной собственности. В 2020 году выдвинули идею нового проекта строительства шоссе – через Балашиху. Но тут возмутилось население этого города. Так вопрос и повис. Вполне вероятно, что вернутся к первому варианту. Ведь новый законопроект позволяет – без всякой экологической экспертизы.

По словам депутата от Бурятии Николая Будуева, на первом этапе рассмотрения законопроекта в Госдуму поступило 12 тысяч писем протеста. Комитет по экологии и Комитет по строительству и ЖКХ внесли поправки ко второму чтению. Но могут ли они принципиально дезавуировать вторжение в заповедные территории? В охране природы, учитывая лоббистскую и финансовую мощь производственно-строительных структур, следует учитывать народную мудрость: «Дашь палец – всю руку откусят».

Тем не менее, какая-то часть прессы подала информацию о поправках в стиле победных рапортов: «Комитет по экологии защитил особо охраняемые территории», «Прямую защиту Байкала прописали в законе об инфраструктурном строительстве».

Но суть процесса выдают такие заголовки, как: «В РФ намерены сохранить запрет на новые коммерческие постройки на природоохранных землях».

В предлагаемых поправках, в бодрых, успокаивающих общественность реляциях обнаруживаются кричащие неувязки. Так, первый заместитель председателя Комитета по экологии Вячеслав Фетисов сообщил ТАСС:

«Сегодня мы рассматривали поправки в законопроект <…> Озеро Байкал полностью исключено из-под его действия. Также, кроме строительства линейных объектов, дорог, трубопроводов, школ, детских садов и больниц, которые будут утверждаться правительством России, других строек не будет».

Это называется – «полностью исключено»? А «строительство линейных объектов, дорог, трубопроводов» – не считается? Самый большой урон – как раз от строительства нефтепроводов, газопроводов и других подобных коммуникаций. Загадка загадок нашего бытия: почему их нельзя провести иначе, не по территории  заповедников?

Точно так же, но гораздо откровеннее, высказывается председатель думского Комитета по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов. Речь, разумеется, не только о Байкале – обо всех особо охраняемых природных территориях:

«Обращаю внимание: речь идет о возможности строить в упрощенном порядке только государственные объекты. Частные инвестиционные стройки проходят стандартные процедуры согласований».

Значит, и частное строительство тоже разрешается? Только не «в упрощенном порядке», а после «стандартных процедур согласования»? Думается, богатые частные строительные компании умеют и знают, как это устроить.

Дальше – больше. Открытым текстом:

«В целом все участники процесса признают, что действующие сегодня нормы избыточны и существенно тормозят строительство. Вместе с тем, полностью отказываться от них нельзя».

То есть получается, что все ранее принятые законы об охране природы – «избыточны и существенно тормозят строительство».

И еще нам надо сказать спасибо, что не отказались от них «полностью»?

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ

Фото с сайта национального парка “Лосиный остров”

Фото с сайта национального парка "Лосиный остров"

Добавить комментарий