5 мая народный артист РСФСР Александр Михайлов принимает участие в записи большой концертной программы в «Крокус Сите Холле», посвященной 77-летию Великой Победы. Мы побеседовали в Народным артистом РСФСР.
– Александр Яковлевич, вы регулярно принимаете участие в шествии Бессмертного полка?
– Да. Я – родом из Забайкальского края, из Читинской области. Мои родственники, как и все в нашей стране, воевали, некоторые из них погибли на войне. Моя мама была труженицей тыла. Война прошлась по нашей семье. Моя старшая сестра умерла во время войны от голода. Таисия – мамина младшая сестра, тоже умерла от голода. «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»
К «Бессмертному полку» я имею прямое отношение. Мы втроем – Михаил Ножкин, Василий Лановой, которого уже нет в живых, и я – спели песню «Бессмертный полк», которую написал Михаил Ножкин. В этом году на День Победы тоже будет большая концертная программа, я принимаю в ней активное участие.
– Вы – мальчишка послевоенного времени, видели фронтовиков, вернувшихся с войны, видели, как жила страна в тот период. Кто-то из вашего тогдашнего окружения стал потом прообразом героев ваших фильмов?
– Честно говоря, я не очень люблю вспоминать о том, как мы тогда жили. Как жила тогда страна? В Забайкалье, например, в послевоенное время был голод. Что касается людей, которые меня окружали, и которые ассоциируются у меня с моими образами… Был, пожалуй, один такой в моем детстве. В бурятском поселке, в Цугольском дацане, был один голубятник, бурят, слегка дурачок. Мальчишки бегали за ним, дразнили. Он был из породы людей, про которых говорят в народе: «Бог ему ума не дал, а силы сколько хочешь». Вот образ моего Василия в фильме «Любовь и голуби» как-то у меня внутри с этим бурятом-дурачком и ассоциируется.
– Вы много ездите по стране, особенно по Сибири, по дальнему Востоку, выступаете с концертами, читаете стихи.
– Я люблю эти места. Ведь в свое время я был мотористом, потом – электриком на рыбацком дизель-электроходе. Мы забирали рыбу, которую вылавливали. Моя молодость – это 3-4 месяца без берега. Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Находка, Курилы, Владивосток – все эти места мною любимые.
Я вожу туда и по всей стране свою авторскую программу «Экология души». Читаю в ней стихи Рубцова, Пушкина, Фролова, пою русские народные песни, романсы, иногда исполняю современные песни. Я много работаю. Моя программа рассчитана на 2 – 4 часа без перерыва, зритель ведь часто подолгу не отпускает. Для меня самый главный символ, который я использую в программе – это горящая свеча. Начинается программа с этого зажженного русского огонька. А если организаторы не позволяют зажигать свечу, я делаю всё возможное, чтобы они позволили это сделать.
– А в кино вы в последнее время появляетесь, увы, редко…
– Просто нет интересных проектов. Всё, что предлагают, мне не интересно, и я отказываюсь. У меня есть право – отказываться и не участвовать – ни в рекламе, ни в пустых телевизионных шоу. Хотя меня постоянно зовут то туда, то сюда. Последние года полтора мне еженедельно звонят и уговаривают прийти на «Секрет на миллион», я руками и ногами отбрыкиваюсь. Но если вижу, что передача действительно сохраняет русскую интонацию, ставит целью сохранение русской культуры, всегда соглашаюсь. Вот это для меня действительно важно. Такие предложения редко, но бывают. И тогда мы с дочкой выходим и вместе что-то такое творческое воспроизводим.
Елена Булова.
Фото Сергея Ведяшкина / Агентство “Москва”