У комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей только лишь в восьмом созыве впервые появился адекватный эффективный председатель в лице коммуниста Нины Останиной. Сегодня во время пресс-конференции на площадке МИА «Россия сегодня» Нина Останина рассказала о развитии детского и семейного отдыха.
Начала Останина с выражения недовольства в адрес организаторов, которые привязали тематику мероприятия к правительственному часу 18 мая в Думе «О развитии внутреннего туризма в Российской Федерации», на котором выступала руководитель Федерального агентства по туризму Зарина Догузова.
На правительственном часе Нина Останина сформулировала ключевой вопрос детского летнего оздоровительного отдыха, который, как оказалось позже, не имеет прямого отношения к компетенции Догузовой.
«Семь лет назад это полномочие перешло к субъектам Федерации и сегодня из федерального бюджета финансируется только четыре федеральных детских центра, поэтому понятна востребованность детского кэшбека – 7,5 миллиарда, немалая сумма. Но, уважаемая Зарина Валерьевна, это чисто коммерческий проект, он никак не привязан к доходам семьи, он стимулирует семьи на приобретение путевок, но не учитывает поддержку ни многодетных семей, ни малоимущих семей», – сказала тогда Останина.
В своем вопросе депутат предложила внутри кэшбека заранее предусмотреть автоматический вычет этих 20 тысяч с тем, чтобы семья могла приобрести путевку уже по сниженной цене. Это первое.
Догузова ответила на вопрос, мягко говоря, без восторгов:
«Программой туристического кэшбека могут пользоваться как те родители, у которых <…> на данный момент нет никаких льгот, и они на коммерческой основе приобретают путевки, так и те родители, у которых уже сегодня есть льготы.
К примеру, родитель получил социальную льготу на поездку ребенка, скажем, на 15 тысяч рублей, но он хочет чуть дороже отправить и добавил от себя 5 тысяч рублей. Вот на эти 5 тысяч рублей он может получить кэшбек, то есть тут ограничений нет. И для социально чувствительных групп граждан, и для тех, кто на коммерческих условиях, эта программа работает.
Что касается в каком-то виде расширения социальных выплат, это несколько другой инструмент, <…> мы готовы его проработать с профильными коллегами, с Министерством просвещения и вместе с вами. Тема очень важная».
Конец цитаты.
Какое отношение имеют льготы к ведомству Догузовой, непонятно.
Председатель Думы Вячеслав Володин перехватил инициативу и объяснил суть расщепления весьма простого вопроса.
«Туриндустрия наша не нацелена на это, потому что это хлопотно, и идут по пути, где можно больше прибыли получить, меньше затрат и легче. И поэтому для тех, кто с детьми приезжает, условий нет. А потом, мы говорим о семейном отдыхе, значит, должны быть и скидки, должны быть и меры поддержки. Давайте выработаем эти предложения. Может быть, даже вам самим неудобно выступать с ними, но диалог наш позволит выработать решение, а мы со своей стороны уже будем инициировать такие поправки в закон. Это во всех отношениях будет правильно.
Посмотрите, мы говорим о нашем отечественном туризме. Он многогранен не только с позиции того, что вот можно посмотреть любую территорию Российской Федерации, но мы туда не доезжаем, потому что опять-таки стоимость. Но и если говорить о семейном отдыхе, он проблематичен по этой же причине, тоже стоимость. А потом нет условий, а мы должны с вами эти условия создавать», – сказал Вячеслав Володин.
Нина Останина поддержала и сообщила, что перед ней текст о необходимости создания рабочей группы, в составе которой будут представители Ростуризма, Минпросвета, Минтруда, Счётной палаты.
«Давайте мы создадим такую рабочую группу во главе с председателем профильного комитета и с участием представителей Счётной палаты, ведомств, если Зарина Валерьевна со своей стороны подключится, будет хорошо», – повелел председатель Думы.
Таким образом, Володин поручил создать рабочую группу по развитию детского и семейного отдыха в России во главе с председателем профильного комитета Останиной.
На пресс-конференции Останина уточнила, что Агентство по туризму – это коммерческий проект, она же больше говорит о социальных гарантиях.
Многодетные и матери-одиночки не подходят под этот проект.
В «Орленке» или «Артеке» отдохнут по 25 тысяч детей, а остальные? «Артек» – это бонус лучшим, а не тем, чьи родители не могут путевки купить.
Председатель думского комитета по бюджету Андрей Макаров посмеялся над Останиной, когда она попросила 4,5 миллиарда рублей на детский отдых, как будто она взяла цифру с потолка, и спросил, почему не десять миллиардов.
Останина опять напомнила, что до 2015 года детский отдых оплачивался на федеральном уровне. Сейчас это отнесено на полномочия регионов. Работник бюджетной сферы с двумя детьми, который получает 35 тысяч рублей, должен купить путевки по 45 тысяч и собрать детей – одежда, кроссовки, кеды и прочее, это еще 50 тысяч, всего – 140 тысяч. Кэшбек (русского слова не нашли) поступит позже, а где сейчас деньги взять?
По мнению Останиной, нужен самостоятельный федеральный закон о детском летнем оздоровительном отдыхе. В регионах до сотни документов регулирует эту сферу.
«Это же ненормально!» – считает Останина. Она настаивает на том, что в детский отдых надо возвращать государство.
58 регионов приняли освобождение детских организаций от налогов. За детский отдых и оздоровление отвечает Минпросвещения, его надо дополнительно подгрузить, потому что недостаточно заниматься только разработкой нормативных актов.
Останина подчеркнула, что раньше было 42 тысячи детских лагерей, осталось – две тысячи. Сенаторы во главе с председателем СФ Валентиной Матвиенко внесли запрет на перепрофилирование детских лагерей. Но соблазн их застроить и сейчас есть.
Кроме того, у детских лагерей должны быть отдельные пляжные зоны. Некоторые взрослые еще не расстались с дикой природой.
Нина Останина также напомнила, что 16 марта президент издал распоряжение об изменении инфраструктуры детского отдыха. Предусмотрено увеличение числа детских учреждений, где можно отдохнуть и оздоровиться.
Отчетные цифры отдохнувших летом детей лукавые, потому что большинство учреждений – пришкольные. Практически отдохнули 4,5 миллиона детей, а нуждаются в оздоровительном отдыхе 18,5 миллиона.
На пресс-конференции Останина вступила в заочный спор с Володиным. Он считает, что говорить о многогранности детского отдыха рано. Хорошо бы возродить детские туристические маршруты.
«На детях не заработаешь, вкладывать надо», – подчеркнула Останина.
Она сообщила, что есть сайт Минпросвещения с реестром учреждений детского отдыха, но он содержит лишние сведения и его надо упростить.
Есть вопрос о наличии врачей в летних лагерях. Значит, нужно подключать Минздрав.
Отвечая на вопросы, Нина Останина сказала, что вожатых хватает – туда охотно идут студенты, надеясь тоже отдохнуть. Это целая педагогическая наука – работа с детьми. Проблема с поварами: на 35 тысяч квалифицированные специалисты работать не идут.
Естественно, довольно часто звучат опасения о сокращении месте летнего отдыха для российских детей из-за принятия детей – беженцев с Донбасса.
Останина ответила уклончиво. По ее словам, центры временного размещения, где есть дети из Донбасса, уже расположены в хороших климатических зонах. Большинство вывезли в Крым. Дети, которые приехали в Россию из Донбасса, нуждаются в отдельном внимании, и такое понимание есть у всех.
Не обошлось и без вопроса о движении «Большая перемена». Нина Останина пояснила, что движение пока не создано. Она является соавтором закона. Первое чтение намечено на День защиты детей, 1 июня. Идея вызвала поразительное единение. Никто не против, чтобы организация называлась пионерской, но пока это название не прошло. Смысл закона в том, чтобы объединить детские организации, которых у нас около двух десятков. Членами нового движения могут быть не только физические, но и юридические лица, НКО, кроме религиозных и казачьих обществ. Детские организации сверху не создаются, это должен быть зов души.
Пресс-конференция продолжалась неполный час без лишних вопросов, потому что политизированную тему детского оздоровительного отдыха поручили модерировать сотруднику агентства со склонностью к цензуре.
Вопросов к Нине Останиной много, и большинство имеют хронический характер. Например, в чем суть популистского законопроекта с изменениями опеки и попечительства единоросса Натальи Костенко? Что вообще происходит в этой сфере и продолжается ли работа в России транснационального фонда США, который оплачивает изъятие детей из семьи?
Что касается летнего детского оздоровительного отдыха, даже Нина Останина не позволила себе сказать главное. Трагедия на Сямозере в Карелии 18 июня 2016 года привела к гибели четырнадцати человек в группе из 47 детей с четырьмя инструкторами. Лагерь был перегруженным и дешевым, трагедия, фактически, была предсказуемой.
Трагедия на Сямозере была самой резонансной, но не единственной. Если бы не мужественное поведение самих детей, погибших было бы больше. После этой трагедии не нашли ничего лучше, как закрыть весь детский оздоровительный и научно-познавательный туризм и уволить уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова.
Перевозку и отдых детей административно зарегулировали так, что дети оказались отрезанными от множества привычных мероприятий.
Деградация детского летнего оздоровительного отдыха, на мой взгляд, стала частью атаки на семью, материнство и детство, как и на детский спорт и музыкальное образование.
Останина с этим не справится, и закон Матвиенко окажется бесполезным, даже если его примут.
Лев Московкин.
Фото с сайта МДЦ “Артек”
Читайте также