Бывший McDonald’s и его конкуренты в Москве

Макдоналдс

Итак, на этой неделе бывшие рестораны McDonald’s начали открываться под новым брендом. Мы решили посетить ресторан «Вкусно и точка» на Красной Пресне, у станции метро «Улица 1905 года». И заодно сравнить меню и цены с конкурентами.

Что-то исчезло, что-то осталось

Вывески с известной на весь мир гэльской фамилией американских братьев здесь уже нет. Но и нового названия тоже не заметно: вместо нее над входом пока висят воздушные шары — белые, оранжевые и темно-зеленые, почти черные. Зато от публики отбоя нет: перед входом выстроилась очередь, внутрь пускают небольшими группами. Впрочем, очередь двигается достаточно быстро. Несколько минут ожидания на улице плюс несколько минут ожидания внутри — и вот наконец можно попробовать что-нибудь заказать.

Сразу бросается в глаза, что позиций в меню стало значительно меньше. Разновидностей бургеров с говядиной осталось всего шесть — гамбургер (помнится, с него все начиналось), чизбургер, двойной чизбургер и три гранда — обычный, двойной и де люкс. Чикенбургера остался ровно один вариант.

Уже говорилось, что из меню уберут все позиции, в которых присутствует буквосочетание «Мак» — ибо она недвусмысленно указывает на принадлежность именно к McDonald’s. Сюда относятся Мак Чикен, Мак Бекон, да даже Мак Комбо — это понятно. Однако из меню также исчезли Роял Бургер (обычный, де люкс и двойной), Монблан бургер, Биг Тейсти (ох, сколько у него было вариантов! Тут был и острый, и с беконом, и юниор, и три сыра), и Филе-о-Фиш. Видимо, эти названия тоже оказались запатентованы и их пришлось убрать.

А вот почему убрали тройной чизбургер и чизбургер с беконом — уже непонятно. Также исчезла и вариация чикенбургера с беконом.

При заказе позиции «картошка фри» не оказалось, только «по-деревенски». Однако это был временный сбой, и уже через несколько минут картофельные палочки вернулись в меню.

Разумеется, практически не пострадали соусы, напитки, мороженое, молочные коктейли и сладости.

Макдоналдс

История бургера

В деле создания бургеров Макдоналдс не был первооткрывателем. Если основательно углубиться в историю, то можно потревожить тень четвертого графа Сэндвического, Джона Монтегю (1718—1792), который просил подавать ему холодную говядину, положенную между двух кусочков хлеба. Британский историк и мемуарист Эдуард Гиббон упоминает сэндвич как пищу, а не как графство, в 1762 году.

Слово «сэндвич» сейчас мало употребляют, его вытеснил гамбургер. А его в свою очередь заменило сокращение — бургер. Вообще гамбургер переводится как «житель Гамбурга», а «бургер» — просто житель. Одна из легенд о его возникновении говорит, что в начале XIX века в Нью-Йорк прибыли немецкие колонисты из Гамбурга, которые ели гамбургский стейк — хорошо просоленную и прокопченую говядину с хлебом.

Примерно в то же время в Америке получил распространение «стейк Солсбери» — рубленые котлеты из говядины. Доктор Джеймс Солсбери решил, что такие котлеты — лучший способ справиться с (пардон) диареей у солдат.

Впрочем, и «гамбургский стейк», и «стейк Солсбери» — это именно стейки, куски мяса без всяких излишеств. А вот в 1900 году некто Луис Лассен положил говяжью котлету между двумя кусками хлеба и подал клиенту. Почему он назвал это гамбургером — загадка. Через четыре года, на Всемирной выставке в Нью-Йорке гамбургер начал свой путь в известность.

Впрочем, путь оказался долгим. В 1921 году гамбургер все еще оставался диковинкой. Именно тогда в Канзасе появились ресторанчики «White Castle», где это чудо чудное, диво дивное было основой меню.

А в 1940 году в городке Сан-Бернандино в Калифорнии появился ресторанчик «McDonald’s». Он был основан двумя братьями — Ричардом Джеймсом и Морисом Джеймсом МакДоналдами. Городок был небольшой — сейчас в нем проживает около 200 тысяч человек, и ресторан оставался практически неизвестным.

Всё изменилось в 1954 году, когда предприниматель Рэй Крок приобрел у братьев эксклюзивные права на франчайзинг. Новые рестораны стали появляться один за другим, за пять лет было открыто сто ресторанов. В 1961 году Крок купил у братьев все права на компанию. Но название не изменил. Более того, появился персонаж-маскот — клоун Роналд МакДоналд, улыбающийся, рыжий, в желтом полукомбенизоне и свитере в красно-белую полоску.

За рубеж, в Канаду, компания шагнула в 1967 году. Уже через двадцать лет рестораны McDonald’s работали в 58 странах.

Сейчас компания владеет более чем 37 тысячами ресторанов. В России по состоянию на 9 марта 2022 года их было 850.

Конкуренты McDonald’s

В отличие от McDonald’s, детище Полковника Сандерса уходить пока из России не планирует, хотя, казалось бы, тоже американская компания. Основана сеть KFC была примерно в те же годы, что и McDonald’s в городке Луисвилл штат Кентукки. Его создатель, Харланд Дэвид Сандерс, имел бурную биографию. В 16 лет ушел из дома и поступил добровольцем в армию США, причем для этого ему пришлось подделать дату рождения. Служил на Кубе в составе подразделения тылового обеспечения. В своей биографии он пишет, что занимался преимущественно выгребанием лошадиного навоза. Неподходящее занятие для полковника, правда? Впрочем, это звание у него еще впереди.

Демобилизовавшись, Харланд вернулся в Америку и взялся за работу. Не гнушался ничем — мыл подвижные составы на железной дороге, работал кочегаром, страховым агентом, шахтером, фермером. Параллельно, между прочим, учился в университете Ла Салль в Чикаго.

1930-й год. Сорокалетний Сандерс накопил немного денег и купил заправочную станцию. Чтобы привлечь клиентов, он открыл при ней небольшую забегаловку, в которой стал жарить кусочки курицы в панировке. Это блюдо посетителям пришлось настолько по вкусу, что столовая при заправке превратилась сначала в заправку при столовой, а потом заправка вообще куда-то исчезла и осталась одна столовая. Ну, а губернатор Кентукки (видимо, большой любитель жареной курятины) наградил Сандерса званием Полковника (colonel). В данном случае это не воинское звание, а высший почетный титул конкретного американского штата, причем Сандерс получил его дважды — в 1935 и 1954 годах.

Какое-то время дела шли хорошо. Но потом власти построили новую дорогу, поток проезжающих мимо машин уменьшился, доходы начали падать. Сандерс решил заняться франчайзингом. Дальше повторилась та же история, что и с братьями МакДоналдс: компания начала быстро расширяться, и вскоре оказалось, что основателю легче ее продать более предприимчивым людям, чем управлять разросшимся гигантом. Ну, а новые владельцы сохранили образ «Полковника Сандерса». Седые волосы, очки, бородка, белый костюм и черный узкий галстук-ленточка — один из самых узнаваемых образов в мире.

Впрочем, Сандерс оставил за собой право открывать рестораны в других странах. Так сеть KFS появилась в Канаде и Великобритании.

Уже будучи в звании «Полковника Кентукки», Сандерс изобрел свой фирменный рецепт курицы, жареной на сковородке — быстро, вкусно и с минимальным количеством жира. Сейчас его можно попробовать только в заведении KFC, да еще в ресторане «Обеденный дом Клаудии Сандерс». Клаудия — жена Полковника.

Не собирается уходить из России и другая сеть быстрого питания, тоже американская, — «Бургер Кинг». Она также возникла в середине XX века во Флориде. «Бургер Кинг» специализируется на вопперах. Воппер — это тот же гамбургер, только большой. Собственно, и название происходит от whooper – громадина. Воппер — это не просто булочка с котлетой, там обязательно должно быть еще много чего: помидор, салат, лук, соус, соленый огурец, а по желанию еще и бекон, плавленый сыр, халапеньо, горчица и так далее. Собственно, в меню «McDonald’s имеется 6 позиций, которые условно называют whopper stoper – «останавливающий воппер». Биг Тейсти, Роял и прочие гиганты как раз из их числа.

Ну, а теперь сравним цены в этих заведениях-конкурентах, каждое из которых, впрочем, имеет своих преданных поклонников.

Сравнительная таблица цен на американский фаст-фуд в Москве (в рублях)

Яна МАЕВСКАЯ.

Фото Максима Мишина, пресс-служба мэра и правительства Москвы

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Полина
Полина
14 дней назад

Абсолютно не переживаю, что каких-нибудь чизбургеров не будет в продаже да и вообще, лучше предлагать что-то другое, а не копировать у американцев. Копии всегда сравнивают с оригиналом и не в пользу копий, естественно. Надеюсь, что со временем «Вкусно. Точка» обзаведётся собственным уникальным меню, которое, а блюда будут полезнее, чем у МакДональдса. 

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x