30 июня 1971 года при возвращении на Землю из-за разгерметизации спускаемого аппарата погиб экипаж корабля «Союз-11»: Владислав Волков, Георгий Добровольский и Виктор Пацаев. Это трагическое происшествие стало самым крупным в истории отечественной космонавтики.
Георгий Добровольский был командиром корабля; Владислав Волков — бортинженером, а Виктор Пацаев — инженером-исследователем. Как сообщается на сайте «Роскосмоса», отстыковка корабля «Союз-11» от орбитальной станции «Салют» прошла штатно 29 июня в 21:28 по московскому времени. Примерно 4 часа продолжался полет «Союза-11» в автономном режиме до включения автоматической системы ориентации.
30 июня в 01:10 (мск) была включена система ориентации для направления к Земле, двигательная установка отработала положенное время. Всё это время экипаж докладывал в Центр управления полетами о всех своих действиях. В момент отделения спускаемого аппарата от приборного и орбитального отсеков на высоте около 150 км радиосвязь с космонавтами прервалась. В те времена спускаемый аппарат не имел телеметрической системы, и на Земле никто не знал, что в данный момент происходит с экипажем.
Последнее, что услышали от космонавтов на Земле, было шутливое пожелание Владислава Волкова:
«Завтра встретимся, готовьте коньяк».
После отделения спускаемого аппарата уже никто из поисковой службы не мог связаться с космонавтами. Космонавты обязаны были связаться либо по КВ-, либо по УКВ-каналам и доложить об обстановке на борту корабля. Но они молчали. Это уже настораживало специалистов, ведь ни один из благополучно вернувшихся «Союзов» не имел проблем со связью на этой стадии. Он вошел в плотные слои атмосферы, в расчетное время сработала парашютная система, включились двигатели мягкой посадки и приземление произошло в заданном районе. Приборы зарегистрировали общую продолжительность космического полета: 23 дня 18 часов 21 минута 43 секунды. Это новый мировой рекорд!
Прибывшая к месту посадки поисковая группа после вскрытия спускаемого аппарата обнаружила лежащих в креслах космонавтов без признаков жизни. Врачи сразу же приступили к проведению искусственного дыхания, непрямого массажа сердца, но повреждения тканей из-за декомпрессионной болезни были критическими. Тела космонавтов еще были теплыми, на их лицах не было выражения ужаса, но смерть была более чем ужасной. Дальнейшее вскрытие показало лопнувшие барабанные перепонки, наличие пузырьков воздуха в камерах сердца и по всей кровеносной системе.
«Спускаемый аппарат лежал на боку. Внешне не было никаких повреждений. Постучали по стенке — никто не откликнулся. Быстро открыли люк. Все трое сидят в креслах в спокойных позах. На лицах синие пятна. Потёки крови из носа и ушей. Вытащили их из спускаемого аппарата. Добровольский был ещё тёплым. Врачи продолжают искусственное дыхание», – позже вспоминал в своей книге «Ракеты и люди» один из ближайших соратников Сергея Королёва, советский ученый-конструктор Борис Черток.
Врачи сразу же сделали предварительное заключение: экипаж погиб от резкого понижения давления. В корабле были выключены все передатчики и приёмники, плечевые ремни были отстёгнуты, а ремни Георгия Добровольского перепутаны и застегнут только верхний поясной замок. Один из двух вентиляционных клапанов находился в открытом положении (он открывается при парашютировании для выравнивания забортного атмосферного давления с давлением в спускаемом аппарате).
Позднее правительственная комиссия подтвердила, что космонавты погибли из-за разгерметизации спускаемого аппарата в результате преждевременного открытия одного из вентиляционных клапанов. Причиной их смерти стала взрывная декомпрессия. С момента разделения отсеков на высоте более 150 км давление в спускаемом аппарате стало очень быстро снижаться, и в течение 115 секунд упало до 50 мм рт. ст. Темп снижения давления соответствовал открытому вентиляционному клапану.
Как сообщается на сайте Роскосмоса, это был огромный удар для всей страны. Урны с прахом трех Героев были захоронены в Кремлёвской стене. На тот момент это была самая крупная катастрофа в космосе по числу жертв. Впервые в нашей стране погиб целый экипаж.
Трагедия «Союза-11» вынудила отложить на 27 месяцев запуски пилотируемых «Союзов» и внести в корабли дополнительные доработки. За это время были пересмотрены многие концепции: в первую очередь, модифицировали вентиляционные клапаны, повысив устойчивость к ударным нагрузкам, на них была установлена быстродействующая ручная заглушка. Изменилась компоновка органов управления, чтобы космонавт, не вставая с места, мог дотянуться до всех важнейших кнопок и рычагов. Для космонавтов ввели спасательные скафандры «Сокол К» с системами жизнеобеспечения, что вызвало необходимость сокращения экипажа с 3 до 2 космонавтов. Зато теперь все опасные операции (старт, посадка, стыковка, расстыковка) стали проводить только в скафандрах.
Георгию Добровольскому, Владиславу Волкову и Виктору Пацаеву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза (Волкову — во второй раз).
В Казахстане, в Джезказганской области, на месте гибели экипажа, в мае 1981 года был открыт памятник «Трём героям» – экипажу космического корабля «Союз-11». Их имена были присвоены научно-исследовательским судам Академии наук СССР, которые использовались для наблюдения за космическими полетами и поддержания связи с кораблями на орбите. В честь Добровольского, Волкова и Пацаева названы кратеры на Луне и малые планеты — номер 1789, 1790, 1791 соответственно. Имена космонавтов увековечены на табличке рядом со скульптурой «Павший астронавт», установленной в августе 1971 года на Луне, на месте посадки американского корабля «Аполлон-15» командиром Дэвидом Скоттом.
Сергей Ишков.
Фото с сайта roscosmos.ru
Читайте также