Знакомая картина: спектакль заканчивается, артисты выходят на поклоны, зал взрывается аплодисментами… А задавались ли вы вопросом, откуда собственно, пошла традиция хлопать в театре в ладоши, выражая свои эмоции? Тем более , что хлопаем мы ведь по разному. Хлопаем и тогда, когда наши эмоции достаточно сильны и действительно захлестывают. Хлопаем, сдержанно просто выражая благодарность кому-то за проделанную работу. Хлопаем, что уж греха таить, и когда хлопать совсем не хочется (но как воспитанные люди, мы это делаем из вежливости). Так кто же придумал аплодисменты?
Хлопок ладонями — не только один из самых громких, но и один из самых странных звуков, которые без особого напряжения может издавать человек в любом возрасте. Дети, едва научившись ходить, радостно хлопают на новогодней елке. Хлопают сами себе в ладоши исполнители этнической музыки. Хлопают танцоры режиссеру по завершении репетиции. Даже девушка на древнеегипетской фреске, жившая во втором тысячелетии до нашей эры, тоже хлопает.
Сохранившиеся документы фиксируют, что аплодисменты были широко распространены уже в Древнем Риме. Любопытно, что само слово «plaudare», от которого пошло слово «аплодисменты», переводится с латинского, как «хлопать в ладоши», но при этом окраска эмоции – негатив это или позитив – в само понятие не заложена. Если сегодня в обществе аплодисменты выражают положительные эмоции, то раньше это было не всегда так.
Во время правления императора Августа, например, трибуны со зрителями делились на несколько частей, и перед каждой стояли свои особые «заводилы». По их сигналу люди в секторе начинали хлопать в ладоши и шуметь. При этом аплодисментами одной части могли выражать восторг, а другой – возмущение, которое прогоняло артистов со сцены. Действия «дирижера», вдохновляющего древнеримскую толпу, кстати, очень похожи на то, как сегодня на спортивных футбольных матчах «заводится» та или иная фанатская трибуна. Те, кто болеют за «Спартак», хорошо знают, например, Михаила Дивинского из фанатской группировки Fratria, который умеет филигранно «заводить» трибуну болельщиков «Спартака» (но это так, к слову пришлось)…
Вернемся к аплодисментам. Со временем они стали выражением благодарности исполнителем, и символом своеобразной обратной связи… По уровню громкости и продолжительности понятна степень одобрения публикой увиденного.
Бытует представление, что ранее в христианской церкви, учитывая ее распространение в Римской империи, проповеди священников часто тоже заканчивались бурными аплодисментами. Но с годами аплодисменты в подобных случаях стали считаться неуместными, что логично: ведь проповедь – это не театрализованное действие, и к соревновательности ораторов на трибуне она никакого отношения тоже не имеет.
Да и на концертах в различных культурных традициях тоже появились свои негласные ограничения. В отдельных странах сегодня считается неуместным хлопать даже между частями музыкального произведения, потому что это вырывает зрителей из погруженности в музыку. Но в периоды жизни Бетховена и Моцарта слушатели не «заморчивались» и бурно выражали свой восторг даже и после отдельных удачно исполненных соло.
Сегодня эстрадные артисты на концертах зачастую сами призывают зрителей поаплодировать им, задавая при этом темп хлопкам прыжками —энергия зала очень серьезная вещь, и профессионалы ее умеют использовать для подпитки собственных сил, которых во время концерта от них требуется очень много.
Елена Булова.
Автор рисунка – Максим Должанский
Читайте также
Исследование: старые друзья ценят внезапные сообщения больше, чем нам кажется
Интересно, а что выражают аплодисменты при посадке самолёта? Спасибо, что не разбился?
Своими аплодисментами, мы, зрители, благодарим артистов за их представление и чем громче аплодисменты, тем больше талант артистов и они – это чувствуют.